Дмитрий Ярошенко: Вписать себя в историю в отсутствии лучших — какой-то сомнительный подвиг

Пятикратный чемпион мира, Дмитрий Ярошенко, закончил свою карьеру в 2013 году. Поступил предельно честно по отношению и к болельщикам, и к сборной, а главное, к себе. Сейчас Ярошенко работает в Ханты-Мансийском автономном округе, в учреждении «ЮграМегаСпорт» -крупнейшем организаторе спортивных и культурно-массовых событий в Югре, в том числе и международных соревнований, таких как Югорский лыжный марафон и Кубок мира по биатлону. Югорский лыжный марафон входит в российскую серию марафонов Russialoppet. Дмитрий рассказал, как изменилась его жизнь после завершения карьеры биатлониста и, конечно, вспомнил самые яркие моменты тех лет.

P6210339-1024x740

— После спортивной динамики, которая была в биатлоне, нынешняя работа не кажется несколько скучной?

Сразу же после того, как я объявил о том, что завершаю свою карьеру, мне предложили возглавить Управление физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Ханты-Мансийска. Так как я человек ответственный, то не мог сразу пойти на такой шаг, в связи с тем, что у меня отсутствовал опыт в такой работе. Поэтому, когда мне предложили стать заместителем начальника этого управления, я согласился, меня это вполне устраивало. Со временем работа в администрации перестала приносить удовольствие  и  удовлетворение. Дело в том, что мои знания не были востребованы в этой работе, что меня и подвигло сменить место работы. Но этот опыт был очень полезен. Я благодарен Евгению Редькину, который поддержал меня, обратив внимание, что мой опыт будет полезен в АУ «ЮграМегаСпорт».  Работа здесь более активная и живая, мы проводим грандиозные по масштабу мероприятия, и это доставляет мне настоящее удовольствие. Что касается перспектив, то возможно через некоторое время вы меня сможете увидеть в новом амплуа.

P6210327-1024x740

— Вы были одним из кандидатов на пост директора Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа. Вы действительно хотите попробовать себя в качестве спортивного функционера?

— В период работы в городской администрации я прошел тестирование, которое было далеко не простым, и благодаря этому попал в кадровый резерв автономного округа на должность директора и заместителя директора Департамента физической культуры и спорта. Я чувствую в себе силы и считаю, что могу принести гораздо больше пользы развитию спорта в округе, находясь на руководящей должности. У меня есть поддержка со стороны спортсменов и ветеранов спорта, спортивных федераций, кроме этого, я понимаю, как работает спортивная индустрия изнутри. В нашей отрасли, откровенно говоря, есть вещи, которые давно требуют обновлений. Меня не удовлетворяет то, что сейчас происходит внутри биатлонной семьи Ханты-Мансийского округа. Если так будет продолжаться и дальше, то представлять наш округ будет некому.

Знаете, благодаря участию в предвыборной гонке я смог напомнить общественности о себе, да и просто взбодрить самого себя. В какой-то момент у меня создалось впечатление, что я вышел на старт и мне предстоит настоящая спортивная гонка. Давно не испытывал таких положительных эмоций. Кроме этого, передо мной открылась возможность пообщаться с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа лично. Ни во время, ни после моей спортивной карьеры этого сделать не удавалось.

debaty2-1-1024x667

— Почему решили продолжить карьеру именно таким образом, а не выбрали для себя тренерскую карьеру?

— Такое желание у меня было, но не было соответствующего предложения. Каждый раз, когда прохожу мимо стрельбища Центра зимних видов спорта им. А.В. Филипенко, где тренируются дети, просыпается желание работать с ними. Есть 25-летний опыт, который точно был бы полезен ребятам. В тот момент, когда у меня только появились мысли закончить карьеру, уже поступали предложения попробовать реализовать себя в качестве тренера. Но понимаете, когда ты являешься спортсменом высокого уровня, ты обладаешь знаниями, которые будут не понятны совсем юным спортсменам. Примерно с тем же успехом можно первоклашкам рекомендовать читать  Достоевского — прочитать прочтут, но глубину проблемы так и не усвоят.  Я бы с удовольствием занялся тренерской деятельностью, но уже с более взрослыми ребятами, 16-18 лет, когда из спортсмена можно слепить что-то выдающееся. Я прекрасно понимаю, что есть пул тренеров с сформированными группами и налаженными отношениями внутри команды, а тут пришел Ярошенко и вдруг все дружно отдали ему своих спортсменов. Наивно так полагать. Было еще предложение спустя год, как я закончил карьеру биатлониста, стать старшим тренером сборной округа, но, к сожалению, дальше разговоров ничего не пошло. Мне  кажется все сложилось именно так, как должно было. Сейчас мне нравится то, что я делаю, но останавливаться на достигнутом не собираюсь, поэтому постоянно занимаюсь саморазвитием.

— Вы известен как человек, постоянно работающий над собой, как физически, так и умственно. Почему вы считаете, что это необходимо?

— Знаете, я всегда очень много читал. На сборах развлечений особо никогда не было — в лучшем случае один магнитофон на всю команду. Поэтому книги мне помогали отвлечься от спорта, кроме этого, книги развивают речь и мышление. Мне приятно, что меня воспринимают, как не только незаурядного спортсмена, но и  человека интересного и образованного. Что касается книг, то сейчас я решил прочитать полное собрание сочинений Александра Дюма. Много раз перечитывал «Мастер и Маргариту». Большое впечатление на меня произвел Варлам Шаламов, еще очень нравится Эрих Мария Ремарк. Кстати, в 2013 году Фонд поддержки олимпийцев выбрал меня из немалого количества претендентов для обучения в Международном олимпийском университете. Потрясающий опыт.

— Вы закончили  свою карьеру с  такими словами «Я сделал всё, что мог, для того, чтобы пробиться. Но сейчас в команде очень сильные парни, как мы в лучшие годы, и попасть в сборную перед Олимпийскими играми будет, конечно, нереально». Сейчас, спустя три года, когда было время и подумать и отдохнуть, нет чувства, что закончили рано, что можно было еще побороться?

— Именно сейчас, я считаю, что все сделал верно. В тот период, как раз и были сомнения, потому что в моей коллекции не было олимпийской медали. До сих пор мне снятся Олимпийские игры, на которых я завоевываю свою награду, а когда просыпаюсь, испытываю колоссальное разочарование, что это был всего лишь сон. Все спортсмены тренируются ради этой медали. Хотя, оборачиваясь назад, мне грех жаловаться – я пять раз становился чемпионом мира и являюсь обладателем малого хрустального глобуса.  Хотя не буду обманывать, в то время, когда работал в Администрации, работу в которой сложно назвать захватывающей, мне очень хотелось вернуться в большой спорт, но в нашей стране важно лишь то, какой возраст указан в твоем паспорте. Я не жалею о том своем решении – свою карьеру я закончил в правильное время. Нынешняя работа в «ЮграМегаСпорт» приносит мне удовольствие и удовлетворение. Здесь хороший коллектив, понятные задачи, которые интересно решать. В каждом проекте ты чувствуешь свой личный вклад в общее дело.

071e7c7536fc6cedc4e2f70dff72f3f2

Когда почувствовали, что с плеч упал груз той, биатлонной ответственности?

Это был мой последний сезон, когда я уже понял, что наша любовь со спортом переросла просто в дружбу – наш роман закончился. Нет ничего хуже, для спортсмена с амбициями в 36 лет сидеть в номере и ждать отменят ли соревнования из-за мороза или нет. Надоело быть роботом, который завтракает, тренируется, обедает, тренируется, ложится спать и так каждый день. Это как раз к вопросу о развитии. Я начал понимать, что у меня пошел процесс стагнации и даже деградации. Мозг, как и мышцы надо постоянно тренировать.

Несмотря на это, весь сезон я чувствовал себя отлично, находился в  прекрасной форме. У меня идеально работали лыжи, была хорошая стрельба, но результат значительно отличался от моего самочувствия. Я не знал и главное не понимал, где и в чем могу еще добавить. Если объективно — все было отлично. Наверное, именно в тот момент я смог трезво себя оценить и понять, что мой поезд уже начинает уходить. С осознанием себя, своих эмоций, сил, событий, которые разворачиваются вокруг тебя, пришло и облегчение.  У нас, к сожалению, нет индивидуального подхода к тренировкам, как, например, у Бьорндалена. Даже он не продержался бы так долго, если бы выступал за сборную России. У него было достаточно моментов, после которых в нашей сборной он точно не задержался бы.

— А сейчас за кем из сборной  вы с интересом наблюдаете?

По окончании карьеры я практически не смотрел биатлон, только анализировал статистику. Было очень тяжело наблюдать, как бегают те, с кем ты тренировался бок о бок.  Когда поколение сменилось, следить за биатлоном стало гораздо легче и интереснее. Взгляд на соревнования тоже изменился, теперь смотрю на биатлонистов с профессиональной точки зрения. Оцениваю, как развивается биатлон, как прогрессируют спортсмены в стрельбе и технике бега. Мне нравится следить за ребятами, которые только начинают делать свои первые шаги и анализировать то, как они их делают. Это  шаг спортсмена интеллектуального, целеустремленного и зрелого человека или же это шаги робкие импульсивные, но талантливые. Мне симпатичен Елисеев, Бабиков и Пащенко. С Петром мы вместе тренировались, и мне нравится его отношение к тренировкам. Думаю, все у него должно получится. Антон Шипулин и так звезда, что за ним следить, он и так нас радует. (Смеется).

— Если окунуться в биатлонные воспоминания, то какая гонка была для вас психологической самой сложной? Можете ли вспомнить подробности того дня?

Самая эмоциональная была эстафета 2008 года в рамках Чемпионата мира. Дело в том, что мы уже были в статусе чемпионов предыдущего года. Наша команда тогда выиграла очень много стартов, поэтому сложилась такая обстановка, в которой второе место никто априори даже не рассматривали. Сейчас, конечно, рады были бы любой медали, но на тот момент ставки были настолько высоки, что второе место было бы для нас позором.  Внутреннее давление было колоссальное. Нас никто не прессовал и не дергал, но в тот день было ощущение, что за спиной у меня находится тяжеленная плита.  На пристрелке тремор у винтовки был колоссальный, хотя подход к стрельбищу был несложный. В Швеции, где проходил этап Кубка мира, стрельбище располагается сразу после продолжительного спуска, что позволяло подойди к стрельбе  практически на полном восстановлении. Перед стартом в команде между собой не общались, было заметно, что каждый из нас очень напряжен. После гонки мы уже более охотно делились впечатлениями и у всех чувства перед стартом были одинаковые. Сейчас вспоминаю это, и мурашки бегут по телу. Та победа была по-настоящему эмоционально вымученной, хотя со стороны казалось, что далась она очень легко – большой отрыв и финиш с российским флагом. Подтверждать титул гораздо тяжелее, чем получать его в первый раз.

sem-let-otmer-kak-rossija-pobezhdala-v-muzhskikh-jestafetakh_1426323578433662751

— Какая медаль для вас самая дорогая и почему?

Самая памятная медаль эта та, которую я завевал в пятнадцать лет в рамках первой зимних всероссийских игр учащихся. Мы выиграли эстафету, в которой выступало около двухсот спортсменов со всей страны. А самая дорогая медаль та, которая осуществила мою мечту стать заслуженным мастером спорта, первый титул Чемпиона Мира.

Как вы считаете, кто в те «золотые» времена был для вас главным соперником?

Знаете, у нас была очень сильная сборная, если кто-то чувствовал себя хуже, то обязательно товарищ по команде попадал в призы. Наверное, именно поэтому нас называли «золотой четверкой». Мне посчастливилось бегать не только с лучшими представителями нашей сборной, но и с такими мастодонтами, как Рафаэль Пуаре, Уле Эйнар Бьорндален, Свен Фишер, Рикко Гросс, Фруде Андресен, Халвар Ханеволд – это те люди, которые оставили ярчайший след в истории биатлона. Я не только бегал вместе с ними, но и смог одержать победу над ними. Помню случай, когда мы выступали на этапе в Финляндии и уже на первом кругу я догнал Андерсена, как вы знаете это один из самых быстрых биатлонистов на тот период, и крикнул ему: «Оп». Как сейчас помню его взгляд, в котором читалось: «Ты кто?». Еще был случай в Ханты-Мансийске, где мне удалось завоевать малый хрустальный глобус. В Хантах была решающая гонка, в котором главным моим соперником был Бьорндален, а ему на тот момент хотелось забрать все кубки. Перед собой я ставил задачу просто не пропустить его вперед себя. Самочувствие было ужасное, но я очень хотел этот кубок, более того, я понимал, что это единственный шанс его завоевать. Но на третьем круге норвежец меня обогнал вместе с моими мечтами о хрустальном глобусе. Как сейчас помню, как же горько мне было. На финише ко мне подошла Лена Макерова и говорит: «Поздравляю с кубком». На что я ей довольно грубо ответил: «Знаешь, такие шутки сейчас не очень уместны». Потом, когда мы уже подружились, вспоминали этот случай с улыбкой. Дело в том, что если бы в тот момент я выступил хорошо, то еще большее количество очков в общем зачете у меня отняли бы. Абсурдно, но факт. Вот таким образом я обошел великого и ужасного норвежца и завоевал малый хрустальный глобус.

23535

— Завершая наше интервью, поделитесь мнением о тех событиях, которые разворачиваются вокруг нашей сборной на предстоящей Олимпиаде.

Говорить об абсурдности ситуации я даже не вижу смысла – это очевидно. Не уверен, что спортсмены, которые станут Олимпийскими чемпионами, смогут считать себя безоговорочными победителями в отсутствии признанных, сильнейших представителей этого спорта, да и вряд ли они получат от этого какое-то удовлетворение. Вписать себя в историю в отсутствии лучших — какой-то сомнительный подвиг.

Знаете, у меня нет сомнений в том, что спортсмены будут готовиться до последнего. Будет очень обидно, когда все это окажется иллюзией, потому что это трагедия для спортсмена, ведь Олимпийская медаль — это венец карьеры любого спортсмена. Спросите любого атлета, готов ли он отдать полжизни для достижения своей мечты, уверяю, каждый из них, не задумываясь, ответит — да. Спортсмен, готовясь к Олимпийским играм, терпит множество лишений в отличии от людей, которые живут обычной, расслабленной жизнью и имеют возможность ходить в кино, проводить время с семьей.

Признаюсь, эти Игры я буду смотреть в меньшем объеме, потому что именно присутствие наших атлетов стимулировало меня к просмотру.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: