Олаф Петерсен: Невозможно стать хорошим курс-дизайнером, если сам не был наездником

Немецкого курс-дизайнера Олафа Петерсена по праву можно назвать композитором конкура. Именно его авторству принадлежат тысячи и тысячи маршрутов на соревнованиях по конному спорту, проводившихся во всех точках мира. Среди работ признанного мастера оформление арен на шести Олимпийских играх, многочисленных Кубках мира и чемпионатах Европы. За почти сорок лет своей профессиональной деятельности Олаф полностью изменил внешний вид трасс и их оформление, превратив набор стандартных препятствий в яркие, фантазийные конструкции. В своем интервью маэстро рассказал о том, как менялся конкур в последние десятилетия, современных тенденциях при конструировании маршрутов и поделился своими впечатлениями от визита в Ханты-Мансийск для работы на Международных состязаниях по конкуру CSI 3* «Кубок Югры».

P8050165

— Олаф, вас по праву можно считать пионером курс-дизайна, на которого равняются специалисты по всему миру. Расскажите, как это произошло?

— Когда я был молодым наездником и начинающим курс-дизайнером, наблюдая за соревнованиями по конкуру, я всегда отмечал, что, где бы они не проходили — в Париже, Нью-Йорке, Берлине или Лондоне — маршруты выглядели одинаково везде. Наблюдая за телевизионной трансляцией, приходилось читать титры, чтобы понять, где происходит действие. Я всегда думал, будь у меня возможность и финансирование со стороны организаторов соревнований, я бы создал высококлассную трассу, передающую колорит страны или региона, в котором происходит турнир. И мне повезло. Меня назначили курс-дизайнером Олимпийских игр 1988 года в южнокорейском Сеуле. Тогда у организаторов не было никаких идей о том, как должна была выглядеть арена для конкура, и мне был предоставлен своеобразный карт-бланш. Причем, в бюджете меня тоже ничем не стесняли. Тогда работа заняла у меня около двух лет, и ее результат был совсем не похож на то, что было когда-либо сделано до меня.

— Что же вы придумали?

— Для дизайна маршрутов я использовал национальные орнаменты Южной Кореи, образы и мифических героев этой страны. Так, одно из препятствий было выполнено в форме дракона. На Западе считается, что дракон – это кто-то опасный, тот, с кем необходимо сражаться. В Корее же наоборот, дракон воспринимается как защитник, поэтому они так часто встречаются в азиатских храмах, парках и священных местах. А так как времени у меня было предостаточно, одновременно с этой работой я написал небольшую брошюру, в которой рассказал об этих конструкциях и том, что означает каждая из них. Информацию перевели на три языка и раздали всем комментаторам, работавшим на Олимпиаде. Таким образом, трансляция соревнований по конкуру из Сеула, оказалась значительно более интересной и запоминающейся, чем все, что зрители видели до этого. Теперь комментаторам было, чем наполнить эфир, кроме того, чтобы вновь и вновь рассказывать о возрасте и мастях выступающих лошадей. Я в одночасье стал законодателем тенденций в конкуре. По окончании Олимпийских игр в Сеуле у меня были сотни предложений о работе на турнирах самого высокого уровня.

UC3GOJ7bHPs

— Выходит, что в курс-дизайне, как и в других областях, существует своеобразная мода и тенденции, которым принято следовать?

— По сути, это и есть мода. Когда мы носим одежду, мы видим, как со временем тот или иной фасон устаревает, становится старомодным. То же самое происходит и с препятствиями для конкура. Когда я только начинал свою карьеру, все препятствия выглядели очень массивно и состояли из множества перекладин. Я убрал максимальное количество перекладин, в которых не было прямой необходимости. Так, вместо восьми перекладин, препятствие стало иметь всего четыре. Визуально конструкция начала выглядеть значительно легче и воздушнее. Чем меньше материала используется, тем легче наезднику правильно рассчитать точку отрыва для лошади. Как результат, выступления стали более яркими и зрелищными. Конкур в чем-то похож на прыжки в высоту, где женщины и мужчины с длинными ногами берут планку 2.20-2.30 сантиметров.

P8050159

— В прошлом вы были наездником и принимали участие в турнирах по конкуру в качестве спортсмена. Помогает ли собственный опыт езды на лошади в том, чем вы занимаетесь сейчас?

— Да, в молодости я был наездником. Увы, я не показывал выдающихся результатов, не становился чемпионом мира или чемпионом Германии, всегда находился где-то в середине рейтинга. Однако тот опыт, который я приобрел в качестве всадника, очень помогает мне в том, чем я занимаюсь сейчас. Я знаю, как поведет себя лошадь на том или ином маршруте, в какую сторону лучше сделать поворот в определенной точке арены. Невозможно стать хорошим курс-дизайнером, если сам не был наездником.

— Каковы ваши впечатления от Ханты-Мансийска?

— Меня приятно удивил ваш город. Первым делом нам показали главные его достопримечательности — фигуры мамонтов, бронзовые скульптуры — мне очень понравилось то, что я увидел. Вчера нам провели экскурсию на теплоходе к слиянию двух крупных сибирских рек Оби и Иртыша. Природа, величие воды, теплая атмосфера и дружелюбие принимающей стороны не оставили меня равнодушным. Обычно у меня нет столько свободного во время поездок. Как правило, я вижу только арену, гостиницу и аэропорт. Бывает даже, что прилетаю буквально на четыре часа, чтобы осмотреть объект и вновь вернуться в Германию.

Но, пожалуй, самое яркое впечатление я получил, когда подлетал к Ханты-Мансийску. Мне открылся причудливый, яркий узор местных рек и озер. Я был практически во всех точках мира, но нигде не видел такого.

P8050145

— А что вы можете сказать об арене этих соревнований?

— Сразу оговорюсь, я не занимался дизайном этих маршрутов, это сделали организаторы соревнований. Но я очень рад, что они выполнены с учетом тех идей и концепций, которые были впервые разработаны мной около 30 лет назад. Когда я приехал в Ханты-Мансийск и увидел эту арену, мне очень понравилось то, что среди расположенных на ней объектов есть фигуры мамонтов. Я здесь впервые в качестве курс-дизайнера. И меня очень заинтересовала местная тематика. Если организаторы позовут и в следующий раз, я с удовольствием привнесу и свои идеи, которые помогут еще преобразить внешний вид арены. Подумайте только, ваш город показывают по телевидению, как много мы может рассказать об этом месте, его культуре и традициях через картинку, которую увидит зритель!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: