Рубрики:Новости

Раунд 1. Репортаж

В Ханты-Мансийске завершились первые партии Гран-при ФИДЕ по шахматам.

Б. Джобава – Е. Томашевский, 0-1

Самая драматичная партия тура. Лидер серии Гран-при, игравший черными, что-то перепутал в актуальном разветвлении системы Чебаненко славянской защиты» и получил тяжелую позицию. «Я сам себя обманул в дебюте, не сыграв b6 и Bb7. Поэтому до определенного момента партия шла «в одни ворота», но затем мне просто экстремально повезло. Это тот случай, когда одна небольшая неточность может стоить партии. Ведь даже борьбы могло не получиться, не то что победы, поскольку непонятно, что делать черным. Стратегически у меня было проиграно, и я решил «подкрутить» любой ценой, не считаясь с материалом» (Е. Томашевский).

Черные направили коня на чужую половину поля, но этот активный маневр неизбежно приводил к потере пешки. Правда, белые должны были проявить определенную аккуратность в тот момент, когда забирали пешку, а Джобава сыграл небрежно и пропустил мощный контрудар в центре. Евгений Томашевский: «Это был мой единственный шанс. Тут партия вдруг началась заново, и даже вроде бы у черных уже не хуже. И мой цейтнот перестал играть ключевую роль. На этих и следующих ходах мне очень повезло».

Баадур Джобава: «Не видел ход 26…Bf5 в упор. Я потерял контроль над позицией, продолжил играть на победу, когда этого делать уже не стоило».

В итоге Томашевский отразил плохо подготовленную атаку соперника, сам перешел в наступление и заматовал неприятельского короля.

Д. Яковенко – А. Гири, 1:0

По словам Дмитрия Яковенко, достаточно редкий план с 5.Qa4+ против защиты Рагозина ему посоветовал применить его секундант Денис Хисматуллин. Белые получили преимущество двух слонов, а черные очень активно расположили своих коней в центре. Ключевой момент наступил на 19-м ходу, когда белые предложили жертву пешку для того, чтобы вскрыть линии и активизировать свои фигуры. Это был «данайский дар», который следовало отклонить, а вместо этого подкрепить пешкой своего коня е5. Однако Аниш Гири проявил чрезмерный оптимизм, пешку забрал и позволил сопернику создать сильное давление в центре доски.

Угрозы белых нарастали, и голландскому гроссмейстеру, чтобы не попасть под матовую атаку, пришлось не только вернуть лишнюю пешку, но и отдать еще одну. На доске возникло четырехладейное окончание, в котором на стороне белых был не только материальный, но и позиционный перевес. Стадию реализации российский гроссмейстер провел достаточно четко и добился победы.

А. Грищук – П. Свидлер, ничья

В ответ на первый ход ферзевой пешкой Петр Свидлер избрал принятый ферзевый гамбит, а в этом дебюте – достаточно редкий план с ходом крайней пешкой на третьем ходу. Александр Грищук не сумел создать сопернику реальных проблем; последовали массовые размены, и на 31-м ходу в симметричной позиции гроссмейстеры согласились на ничью.

На пресс-конференции Свидлер назвал эту встречу не самой интересной, и добавил: «У меня сломана рука, как видите, я даже не беру мышку, чтобы показать варианты, поэтому сделать ничью черными в таком состоянии – хороший результат. Вообще, я играю этот вариант один раз в год: одна партия была в 2013-м, потом в 2014-м и еще одна в 2015-м. Наверное, люди забывают, что ты играешь такой вариант, если он встречается раз в год, и могут его не повторить».

Александр Грищук: «Мой счет с Петром Свидлером – 1:7, я считаю его весьма почетным и стараюсь играть с Петром надежно. Я помню, что он играл этот вариант с Левоном Ароняном, и до партии у меня были кое-какие идеи, но они отличаются от того, что я сыграл в итоге».

Как нередко случается в современных шахматах, острый дебют – вариант дракона в сицилианской защите – вскоре привел к многочисленным разменам; на доске возникло сложное окончание с минимальным преимуществом белых. И все же соглашение на ничью на 30-м ходу показалось несколько преждевременным: судя по всему, белые могли еще поискать шансы на победу.

Сергей Карякин: «Я не ожидал, что Хикару пойдет на этот вариант, хотя видел его блестящие партии в «драконе». Накамура был хорошо готов; мы практически форсированно перешли в примерно равное окончание».

М. Вашье-Лаграв – Б. Гельфанд, ничья

Одна из самых сложных и захватывающих партий тура, в которой был и принципиальный дебютный спор, и обмен ударами в остром миттельшпиле, и жертва материала за позиционную компенсацию. Соперники очень оригинально трактовали систему Россолимо в сицилианской защите, и вскоре на доске возникла позиция, типичная для системы Паульсена или шевенингена, но только с черным конем на g6 вместо привычного поля f6. Белые начали наступление на королевском фланге, не считаясь с материальными жертвами, а черные в ответ провели контрудар в центре.

Бурные комбинационные осложнения привели к позиции с лишней пешкой у белых, однако мощный сицилианский слон черных на b7 явно превосходил по силе неприятельского коня. Черные сумели создать неприятельские угрозы неприятельскому королю, и во избежание проблем французский гроссмейстер на 33-м ходу форсировал ничью вечным шахом.

Ф. Каруана – Л. Домингес, ничья

Если вы опасались, что не увидите в первом туре ни одного «Берлина», то ваши опасения были напрасны! Кубинский гроссмейстер усилил игру черных по сравнению с недавней партией Каруана – Карлсен, Баден-Баден 2015 и получил полноправную игру. Белые красиво расположили свои фигуры, внедрили коня на d5, однако не смогли создать никаких реальных угроз и вскоре сами выступили инициаторами больших упрощений. Не прошло и 10 ходов, как на доске остались только разноцветные слоны, и ничья стала неизбежной.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: