Валерия Хацей: Я из тех, кто старается сам чего-то добиться, не копируя и не подражая никому

Фамилия Хацей широко известна в хоккейном мире. Однако, ее обладатели показывают успехи не только в этой игре для настоящих мужчин, но и в теннисе. 17-летняя Валерия Хацей, дочь генерального менеджера ХК «Югра» Евгения Хацея, играет за сборную Ханты-Мансийского автономного округа и тренируется в Центре развития теннисного спорта Югры. До этого девушка долгое время жила и выступала в Германии. Мы побеседовали с Валерией об особенностях тренировочного процесса здесь и за рубежом, жизни в Германии, а также важности самодисциплины и мотивации для профессиональных теннисистов.

image-04-08-16-09-27

— Валерия, как вы пришли в теннис? В каком возрасте решили заняться им профессионально?

— У меня есть сестра, которая старше меня на пять лет. На тот момент, когда она была маленькой, папа играл в Ярославле, я еще не родилась, а сестру надо было отдавать в какой-нибудь вид спорта. Изначально родители хотели отдать ее в легкую атлетику, но, когда пришли в зал, по стечению обстоятельств в нем оказалась секция тенниса.  Ну и решили: теннис — так теннис. Кстати, сестра сейчас живет в США, где она продолжала играть и училась. Сейчас она получила образование, работает тренером по теннису. Меня в секцию тенниса отвели по примеру сестры. На тот момент мне было 4 года. Сначала это была в большей степени общефизическая подготовка, а уже профессионально я начала заниматься в девять лет в Москве, в ЦСКА. Тренировалась, начала играть турниры РТТ.

— Расскажите о своей жизни в Германии. В каком возрасте вы уехали, где тренировались, в каких турнирах участвовали?

— В возрасте 12 лет я уехала в Германию, где прожила около четырех лет. Там и училась, и тренировалась. Когда я приехала в Германию, мне сразу  все очень понравилось. Хорошая база, расположенная в 60 км от Дюссельдорфа, отлаженный рабочий процесс, и коллектив подобрался как на подбор. Я занималась с тренером Олегом Маннаповым. Он очень требовательный и действительно фанат своего дела, который не потерпит пренебрежения и пререканий не по делу. Но мне удалось найти с ним общий язык. Я считаю, что если ты находишь своего тренера, он тебе словно в сердце западает. Я до сих пор созваниваюсь с Олегом, советуюсь насчет техники и других вопросов.

— Что представлял собой ваш тренировочный процесс?

— Тренировочный процесс выглядел следующим образом: две тренировки в день по два часа, а также ежедневная общефизическая подготовка, кросс или силовая тренировка. Один день в неделю тренировка заменялась походом в бассейн и сауну, чтобы дать организму передышку. И один выходной. В Германии все магазины закрыты в воскресенье, поэтому, чаще всего выходной делали в субботу, чтобы была возможность куда-то выйти.

image-04-08-16-09-27-2

— Не было ли у вас в Германии языкового барьера, и не мешала ли разница в менталитете?

— Занятия в теннисной академии велись на русском. Однако играть в основном приходилось с немцами. Кроме того, я играла в команде, представляющей один немецкий клуб. В ней кроме меня были только немки. Конечно, это колоссальный опыт. Язык я учила сама, но не могу сказать, что знаю его в совершенстве. На это не было времени, да и необходимости. Тем не менее, знания языка хватало для общения в команде, повседневной жизни.

Что касается менталитета, сложностей не было вообще. Могу даже сказать, что немцы во многом более дружелюбны, чем наши соотечественники. Среди немок были даже такие, которые насколько боялись обидеть или выглядеть негативно настроенными по отношению к тебе, что иногда на корте судили в твою пользу. Случаи, когда теннисист плохо относился к своему сопернику из-за национальности, крайне редки, лично я с таким не сталкивалась.

— А как насчет знаменитой немецкой дисциплинированности?

— Спортсмены очень дисциплинированные вне зависимости от национальности. Однако это также зависит от тренеров, с которыми они работают. Есть тренеры, которые пускают все на самотек не только в плане тренировок, но и в повседневной жизни. Если дисциплина упущена, то это уже не профессиональный спорт. Это зависит и от тренера, и от самого игрока, от того, какие цели он преследует. Опять же нужен тренировочный концепт, единый для всех. Необходимо, чтобы все дети знали, что есть дисциплина. Нельзя отлынивать от тренировок , посещать или пропускать их просто потому, что тебе так хочется. Многие родители забирают детей из тенниса, потому что они не видят результата. Однако в раннем возрасте о результатах говорить трудно. Не все «выстреливают» в семь, десять. четырнадцать лет. Многим надо время и правильный тренировочный процесс.

Что касается мотивации, она зависит от самого человека. Мне встречались люди, которые на внутренних силах своего характера вытаскивали матчи и даже турниры. Их пример очень помогал мне развиваться. Я смотрела на них, и меня это очень мотивировало, придавало сил.

— Когда вы переехали в Ханты-Мансийск, и кто тренирует вас теперь?

— В Ханты-Мансийск я приехала в ноябре прошлого года по стечению обстоятельств. Изначально мне посоветовали прийти в Центр развития теннисного спорта и тренироваться с сестрами Дианой и Настей Ткаченко. Однако на тот момент их не было в городе, и я попала к тренеру Владиславу Шамину. Как оказалось, в прошлом он тоже тренировался у Олега Маннапова. Так и получилось, что в Ханты-Мансийске я начала тренироваться у него. Мы быстро нашли общий язык. К тому же подход к обучению у этих тренеров очень близок. Мне нравится, что Владислав не пытается полностью переделать технику, а мягко подсказывает, дает советы, направляет в нужное русло. Именно это мне и надо. Я долгое время жила в Германии самостоятельно и привыкла сама анализировать и смотреть, что необходимо именно мне. Я должна сама смотреть, что делать со своими ошибками. Конечно, необходимо следовать указаниям тренера, но также нужно уметь быть тренером самому себе. Мне нравится то, что мне даются советы и рекомендации, но я сама исправляю свои ошибки и принимаю решения на корте.

image-04-08-16-09-27-1

— Как устроен ваш тренировочный процесс здесь, в Ханты-Мансийске?

— Здесь тренировочный процесс очень похож на тот, что был у меня в Германии. Мы также тренируемся дважды в день. С утра идем на тренировку, а только потом в школу. Специально для этого школа начинается в 10 утра, чтобы была возможность потренироваться перед уроками. После учебы еще одна тренировка. Что касается общефизической подготовки, я тренируюсь самостоятельно в фитнес-зале Ледового дворца. У меня уже есть определенная система, которой и следую.

— Не мешает ли такой плотный график учебе и общению со сверстниками?

— Нет, не мешает. Думаю, когда ты всю жизнь серьезно занимаешься спортом, уже привыкаешь и другой жизни просто не знаешь. Не могу представить, как будет иначе, если вдруг придется завязать с теннисом.  Помимо тенниса в ближайших планах у меня закончить 11 класс и успешно сдать ЕГЭ.

image-04-08-16-09-27-3

— Как вы оцениваете материально-техническую базу Центра развития теннисного спорта?

— Считаю, что условия здесь просто шикарные. На нашей базе в Германии , например, не было такого количества кортов, какое есть здесь. У нас было три корта на улице и три внутри помещения. Этого вполне хватало, но в Ханты-Мансийске база с шестью кортами. Здесь такие отличные возможности, и потенциал у Центра очень большой. Мне кажется, Ханты-Мансийску стоит уделять больше внимания развитию тенниса. Такая отличная база  позволяет набрать еще тренеров, проводить больше турниров. Также хотелось бы, чтобы у Центра был один-два открытых корта. Необходимо, чтобы постоянно приходили зрители, наблюдали за тем, как дети играют. Возможно, благодаря этому они и сами решать отдать в теннис собственных детей.

— Кого вы считаете своими кумирами в теннисе? На кого равняетесь?

— Кумиром я бы не стала никого называть. Но, что касается тенниса, в мужском рейтинге мне больше всего импонирует Роджер Федерер. В женском не могу выделить кого-то одного. У кого-то больше нравятся удары справа, у кого-то слева. Как правило, я не ориентируюсь на конкретного человека. Я скорее из тех, кто старается сам чего-то добиться, не копируя и не подражая никому.

 

 

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: