Югра является родиной многих прославленных биатлонистов. Пожалуй, самыми известными из них являются чемпионы мира и Олимпийских игр Юрий Кашкаров и Евгений Редькин. Мало кто знает, каким трудом достались медали этим прославленным спортсменам. О терниях, которые пришлось преодолеть югорским биатлонистам на пути к вершине Олимпа рассказал тренер Владимир Михайлович Путров, воспитавший четырех олимпийских чемпионов, трое из которых были представителями ханты-мансийской школы биатлона. Владимир Михайлович, тренер по призванию, будучи в должности заместителя председателя Тюменского областного совета «Динамо», давно вынашивал идею продвинуть в нефтяном крае биатлон на высший уровень. Но даже сил такого мощного спортивного общества как «Динамо» в областном масштабе было недостаточно, чтобы построить хорошую спортивную базу.
Тем временем, к 1978 году в Свердловске вырос современный биатлонный комплекс, и Путрова с его подопечными, среди которых был шестнадцатилетний Юрий Кашкаров из Ханты-Мансийска, пригласили работать в столицу Урала.
Первый югорский олимпионик
«Будучи в хороших отношениях с руководителем спортивного общества «Динамо», в июне 1978 года на коллегии я объявил, что нужно пригласить 3-4 спортсмена из числа лыжников и подождать три года, — рассказывает Владимир Михайлович. — Критики было получено море, но я сумел настоять на своем. К тому моменту мне уже позвонил главный тренер сборной команды Югры Николай Бондарев, с которым мы дружили, и рассказал о перспективном молодом рослом парне Юрии Кашкарове, выигравшем областные соревнованиях по лыжным гонкам».
Впервые увидев этого долговязого парня, Путров почувствовал, что тот может добиться многого, поэтому тренер направился напрямую к родителям спортсмена, чтобы уговорить их отпустить Юрия в Екатеринбург.
«Его мама, только заметив меня, прямо с порога бросила мне фразу: «Он никуда не поедет! Будет учиться, как и братья!», – вспоминает тренер будущего олимпийского чемпиона. «Пришлось втихую договариваться с его отцом. Я рассказал, что спортом дело не ограничится, а в перспективах после школы-интерната сможем устроить Юру в пожарное училище, которое находится в системе «Динамо». В итоге, благодаря поддержке отца, удалось уговорить и маму».
Первой серьезной победой Юрия стала золотая медаль на юниорском чемпионате мира. Тогда в соревнованиях участвовало всего пять стран, но, тем не менее, среди них была сборная ГДР, выступавшая традиционно сильно. Кашкаров в условиях жесткой конкуренции умудрился выиграть гонку на 15 км.
«В 1982 году проходила Спартакиада народов СССР. Там я первый раз рискнул поставить Кашкарова на первый этап. Тренерский тандем сборной команды страны Привалов-Иерусалимский на меня накинулись с критикой, но тогда все остальные этапы были сильные, поэтому не совсем удачное выступление никак не повлияло бы на итог гонки. В спринте он был третьим, получив на лежке 3 штрафа. Это было страшно много, но Юрий умудрился проиграть всего 11 секунд», — отмечает тренер.
1984 год стал памятным в жизни не только Юрия Кашкарова, но и его родного города. Впервые уроженец Ханты-Мансийска стал олимпийским чемпионом. Кстати, в этом году с подопечным Владимира Михайловича произошел случай, после которого золота Сараево могло и не быть. Как рассказывает Путров, переводчик упустил информацию, что в регламенте соревнований было заявлено, что от канала ствола до ложа винтовки должно быть не больше 90 см. «Так как Юрий очень высокий, ему приходилось дополнительно наращивать еще до 12 см. Хорошо, что представители ГДР вовремя заметили это и сообщили судьям, мол, у русских ошибка. Все было быстро исправлено, но пришлось до 8:15 утра строгать новое ложе. Пристрелка началась в 9 утра, а винтовка оказалась готова только в 8:45. Морально мы были разобраны», — делится Владимир Михайлович.
В победной эстафетной гонке фаворитами были спортсмены ГДР и Норвегии. К нашей команде относились теперь двояко. С одной стороны, именно советские биатлонисты всегда побеждали в олимпийских эстафетных гонках, а с другой команда потерпела сокрушительные неудачи в первые дни соревнований.
Ответственное право начинать доверили Дмитрию Васильеву. Первый рубеж — стрельба лежа. Она во многом распределяет участников этапа по местам. На первой же стрельбе Дмитрий в лежке выходит в лидеры с пятью попаданиями из пяти попыток. На подходе ко второму рубежу ему подсказывают, что он уже на 47 секунд опережает ближайшего соперника. И вновь все в цель. Васильев привез Кашкарову более минуты отрыва.
«Юрий не примеривается к соперникам. Какая разница, кто рядом бежит, нужно всегда идти с предельной силой. В гонке он сразу набрал максимальный темп, но на стрельбище провозился. На последних резервных патронах он почувствовал спортивную злость и смог закрыть все мишени», — говорит о золотой гонке тренер чемпионов.
Юрий смог не только совладать с самим собой и уйти на трассу без штрафного круга, но и увеличить отрыв, благодаря своим скоростным качествам.
На третьем этапе шел Альгимантас Шална. На втором огневом рубеже сказался чересчур резвый бег и как результат — два штрафных круга и четвертому биатлонисту сборной СССР пришлось начинать сначала. Судьба золотых медалей теперь зависела Сергея Булыгина. И Сергей не подвел – ближайший преследователь отстал на 12 секунд.
Перед тем как взойти на высшую ступень пьедестала почета, друзья взялись качать Кашкарова. А он слабо отбивался, смущенно уговаривал: «Да что вы, ребята? Не надо! Все пахали».
После первого олимпийского золота Юрий еще четыре раза становился чемпионом мира, а в Рупольдинге в 1985 году он первым в истории биатлона разменял час в классической индивидуальной гонке на 20 км.
Из юниоров в чемпионы
Вторым золотым мальчиком в копилке Путрова стал еще один хантымансиец Евгений Редькин. Когда юноша заканчивал школу, областной совет «Динамо», специализировавшийся в то время на биатлоне, пригласил его в числе лучших лыжников на летние сборы. Валерий Михайлович предложил Жене заниматься биатлоном в Екатеринбурге. Рядом тренировались великие биатлонисты — Юрий Кашкаров, Александр Попов, Сергей Чепиков. Было, на кого равняться. Тут и начался путь Редькина к высшей ступени спортивного Олимпа.
«Когда в 1986 году я задумался о том, что надо бы взяться за кого-нибудь еще, у меня сработала интуиция, и я положил глаз на Женю Редькина. Стал его приглашать на сборы, а через год он уже выиграл соревнования в первом международном старте «Дружба-88». В 1990 году он стал чемпионом мира среди юниоров, потом, как-то все мимо международных пьедесталов, то ли сам в лидеры не рвался, то ли его не подпускали.
В 1992 году Редькину удалось завоевать первое место неофициального первенства СНГ «Ижевская винтовка», которое и позволило ему попасть в состав сборной страны на Олимпиаду.
Олимпийские игры 1992 года в Альбервиле проводились через два месяца, после того, как СССР перестал существовать как единое государство.
Евгений Редькин в гонке на 20 км сенсационно завоевал золотую медаль, отстреляв «на ноль» и на 6,4 секунды опередив немца Марка Кирхнера, промахнувшегося трижды. Это была дебютная и единственная гонка Редькина на той Олимпиаде — ни в спринте, ни в эстафете он не участвовал.
После Альбервиля Евгений завоевал золото чемпионата мира в Новосибирске. На последнем этапе Кубка мира, в рамках которого также разыгрывались медали командного чемпионата мира, Редькин снова стал одним из кузнецов золотых медалей в командной гонке на 10 км.
Чемпион всего
Венцом творений тренерского гения Владимира Михайловича на данный момент является олимпийский чемпион 2014 года в эстафете, бронзовый призёр Олимпийских игр 2010 года, пятикратный призёр чемпионатов мира, обладатель малого Кубка мира в зачёте масс-стартов (2014-2015), абсолютный чемпион Европы среди юниоров 2008, двукратный победитель Гонки чемпионов в смешанной эстафете и двукратный победитель Гонки чемпионов в масс-старте Антон Шипулин.
В 2002 году родители Антона устроили сына в СДЮШОР Ханты-Мансийска к работавшему в то время со Светланой Слепцовой тренеру Михаилу Новикову. Через два года юный биатлонист вернулся домой и поступил в Тюменский юридический институт. Одержав две победы на Европейском юношеском фестивале, Антон обратил на себя внимание Владимира Путрова. Получив от него предложение о сотрудничестве, в 2006 году Шипулин переехал в Екатеринбург. Причем переехал буквально – первое время Антон жил у Владимира Михайловича.
«Когда я позвал Шипулина к себе, он был никем, — признается Владимир Михайлович. — Но, знаете, у парня сверкали глаза. Он готов был заниматься биатлоном круглые сутки. Он любил биатлон, любил то, что он делает».
Первую международную победу Антон одержал в составе эстафеты на юниорском чемпионате мира 2006 года в американском Преск-Айле. Годом позже, в итальянском Валь-Мартелло он стал серебряным призёром в индивидуальной гонке, открыв счёт личным победам на мировом уровне.
«С 2007 года Антон стал показывать очень высокие результаты, — продолжает Владимир Михайлович. — Он почти в каждой гонке был в призерах. В 2008-м на юниорском чемпионате мира в Германии Шипулин из четырех золотых медалей завоевал три. В четвертой гонке уступил всего 0,6 секунды. В то время он уже доказал, что он стоящий спортсмен. А в 2009-м я попробовал занести Антона в основной состав сборной России. Конечно, с большим трудом. Но я знал, что Шипулин – спортсмен высочайшего класса, и из него может вырасти большой биатлонист. Так и случилось».
Легендарный 78-летний тренер спортсменов, уже ставших легендами отечественного и мирового биатлона, не собирается останавливаться на достигнутом, и, продолжая тренировать Шипулина, взялся за воспитание еще нескольких перспективных спортсменов. Быть может, и в будущем на Олимпийском пьедестале появятся ученики прославленного тренера.
В тексте использованы фотографии с сайтов: biathlonrus.com, kp.ru, bezformata.hanty-mansiysk.ru, АиФ-Урал