Главный судья хоккейных турниров II Всероссийской зимней Спартакиады инвалидов Николай Владимирович Морозов подвел итоги хоккейных баталий, а также поделился общим впечатлениями о городе.
— Николай Владимирович, как прошел турнир?
— Всего у нас приехало пять команд. Две команды следж-хоккеистов из Югры и Удмуртии, а также три региона, выступающих в хоккее с шайбой (спорт глухих): Челябинская и Новосибирская области и Москва. В упорной борьбе, завершив следж-хоккейный матч в основное время со счетом 0:0, в серии послематчевых буллитов удача улыбнулась гостям турнира. Среди глухих ребят, конечно, очень выделялась новосибирцы. Забив в двух матчах 29 шайб, они и заработали золотые медали. Второе место у команды Челябинской области. Столичным хоккеистам досталась бронза.
Все замечательно, но жалко, что команд немного и они очень малочисленны.
— А в чем причина такого невысокого числа участников?
— Я знаю, что команды глухих существуют во многих регионах, может быть, у некоторых не получилось приехать из-за финансовых проблем, но главной причиной стали кадры. В Спартакиаде принимают участие дети с 14 до 18 лет, многие регионы просто не набрали такое количество спортсменов, отвечающих требованиям по возрасту. Я не говорю, что мало инвалидов. Дай бог, чтобы их было меньше. Но ведь они есть, а вот к спорту привлечены далеко не все.
— Что является самым главным в привлечении к адаптивному спорту?
— Не во всех территориях, даже в Москве или Санкт-Петербурге, есть место, куда дети-инвалиды могу пойти заниматься каким-то спортом. Да, есть группы, но вот именно целенаправленных усиленных занятий в этом отношении нет. А ведь таким спортсменам тяжелее. Их надо возить, помогать с экипировкой, да и в самом тренировочном процессе много специфических нюансов. Всем этим должны заниматься профессионалы. Получается, что главным, конечно, является финансирование.
— Но ведь финансовая поддержка не всегда будет гарантировать 100% результат?
— Да, но и в большой спорт попадают не все те, кто занимается каким-либо спортом. Сотни тысяч детей играют в хоккей, но вырастают до серьезного уровня далеко не все. С инвалидами тоже надо заниматься с самого детства. Хотя очень часты случаи, когда, например, в следж-хоккей приходят бывшие профессиональные спортсмены.
— Участники Спартакиады показали очень разный уровень, как думаете, кому все-таки больше на пользу прошел этот турнир – победителю или проигравшим?
— Всем. Спартакиада — это однозначно большой праздник для спортсменов! Конечно, когда спортсмен едет на соревнования, во главе угла стоит спортивный результат, и он хочет победить, но хотеть не вредно, а победить сложно. Команды-новички получили огромный игровой опыт с сильными соперниками. Но, даже потерпев разгромное поражение, после множественных стычек на льду ребята обнимаются и улыбаются друг другу. Они уже давно стали настоящими друзьями.
— А есть ли сложности в судействе спортивных матчей инвалидов?
— Есть незначительные различия, но в целом это все тот же хоккей – одна из самых жестких и технически сложных игр. В хоккей в принципе сложно играть – двигаясь на коньках по льду с посторонним предметом в руках, надо как-то умудриться забить в небольшие ворота маленький каучуковый диск. А сделать это на следж-хоккейных санках еще сложнее. Посади Ковальчука на такие санки, так он не сможет показать и половины от того, что делают игроки мужских следж-хоккейных команд.
Еще на этой Спартакиаде новшеством для меня стало участие девушек в мужских командах. Да, так делают, но обычно допускаются девушки старше парней на два года. Здесь же они были ровесники. Это уже говорит о силе характера девушек и большой любви к хоккею. Да и от столкновений они не уходят.
— Следили, чтобы судьи не делали девушкам поблажки?
— Хоть я и считаю, что девушкам нужно давать фору, но, если игрок нарушает правила, то он должен быть наказан. Я сам долгое время играл и фактически вырос в ЦСКА, играя в футбол и хоккей. После армии выступал за московский «Локомотив». Завершив карьеру, стал тренером, а после меня практически заставили пойти судить. И я прошел все ступени — от «Золотой шайбы» до Олимпиады и матчей канадских профессионалов. Конечно, ты не всегда сможешь все увидеть, да и трактовка правил позволяет оценивать момент по разному, но тогда ты должен в одинаковых ситуациях принимать равновесные решения. Есть такое выражение — «Надо очень хорошо знать правила, чтобы судить не по правилам».
— А что вы скажете об организации Спартакиады и городе Ханты-Мансийске?
— Я третий раз в Ханты-Мансийске и очень рад возвращению сюда. Приезжал перед Сурдлимпиадой-2015 на инспекцию объектов, поэтому с городом знаком, и был на самой Сурдлимпиаде. Это новый красивый город, хотя и есть старые здания, но, я считаю, что их нужно оставлять, как историческое наследие. Здесь огромное значение уделяется спорту. Все спортивные объекты находятся рядом, что удобно и можно быстро попасть на всевозможные мероприятия, чтобы посмотреть или поучаствовать в них. Гостиничная инфраструктура на очень высоком уровне и готова для крупнейших соревнований. Руководство округа всегда идет навстречу спорту. Я знаю мнение многих спортсменов, все едут сюда с удовольствием. Есть большие города с такой же инфраструктурой, в которых вроде все есть, но вот само отношение к спорту иное. Мне очень нравится, что город пестрит людьми в самых разнообразных ярких спортивных костюмах. Это сразу бросается в глаза, но, познакомившись ближе , ты понимаешь, что и люди здесь тоже все яркие и позитивные. Ханты-Мансийск — идеальный город для развития спорта