Генеральный директор ФИДЕ Джеффри Борг дал интервью пресс-службе командных чемпионатов мира в Ханты-Мансийске.
— Джеффри, расскажите, пожалуйста, немного об организации данного турнира.
— Стоит признать, мы всегда с радостью приезжаем в Ханты-Мансийск. Мы организовали здесь уже огромное количество турниров, только за последние девять месяцев я приезжал в Ханты-Мансийск четыре раза. Первый раз был в сентябре прошлого года на юниорском чемпионате мира, затем в ноябре — на финальном этапе Гран-при среди женщин, в феврале я приезжал сюда, чтобы обсудить определенные вопросы, касающиеся будущих турниров в Ханты-Мансийске и, наконец, в четвертый раз — я здесь, на этом чемпионате мира. Шахматная история Ханты-Мансийска очень богата, здесь работает высокопрофессиональная команда организаторов, с ними легко общаться, обсуждать вопросы и решать проблемы. Мы легко находим общий язык в любом аспекте: от вопросов перелета и визовой поддержки до самой организации турнира.
Все соответствует нашим стандартам. В Шахматной академии замечательный игровой зал. Сейчас в нем размещаются одновременно 80 игроков, при этом ни один не чувствует дискомфорт, все обустроено для их удобства. Организаторы очень дружелюбны, так что, безусловно, у нас есть повод быть довольными.
— На что в первую очередь Вы обращаете внимание при подготовке к любому турниру?
— Как правило, в любой стране мира, я сперва смотрю на то, соответствует ли освещение в игровом зале нашим стандартам. Также, обращаю внимание на само пространство, размеры зала, размещение в нем игроков, различные удобства — зону для курения, туалеты, наличие закусок, доступность и прочее. Затем смотрю на условия вне объекта проведения турнира — отель, визовую поддержку, транспортную схему, наличие авиарейсов, встречу участников в аэропорту и множество других факторов. Однако, все-таки, самое главное — это условия, созданные в игровом зале.
— Здесь играет много хороших игроков. Чей стиль игры Вам, как шахматисту, наиболее близок?
— Как правило, я предпочитаю играть ускоренный вариант дракона, агрессивные дебютные системы. На этом турнире есть несколько игроков которые тоже любят пощекотать нервы. Например, так порой делает Ян Непомнящий. Он всегда играет очень интересные шахматы. Индийская шахматная школа также известна своим агрессивным подходом. За этим всегда интересно наблюдать. Однако, в наши дни необходимо играть более взвешенно. Если в прошлом можно было играть так, как это делали Любоевич, Валимирович и Таль, известные своим агрессивным стилем игры, то сейчас ситуация изменилась. Если взглянуть на топовых игроков наших дней, то можно отметить, что даже Накамура немного «смягчил» свой стиль, стал играть суше. В молодости Крамник также играл очень агрессивно, но сейчас он играет в более «спокойные» шахматы, предпочитая варианты вроде «берлина». Шахматисты ждут, когда оппоненты дадут им шанс на победу. «Сделай ошибку, и я ею воспользуюсь». Именно это мы сейчас наблюдали на турнире в Ставангере. Аронян демонстрировал очень красивую игру, возможно, поэтому Каисса была чуть более благосклонна к нему, чем к другим участникам. Его игра выглядит чуть более интересной.
— Раз уж речь зашла о Накамуре и Крамнике, стоит заметить, что проведение данного чемпионата по времени наложилось на турниры в норвежском Ставангере и Париже. Как это произошло, и можно ли избежать подобной ситуации в дальнейшем?
— ФИДЕ всегда заранее анонсирует свой календарь. Конечно, иногда сроки проведения того или иного турнира сдвигаются по причине какого-либо форс-мажора организаторов. Однако, в данном случае ничего подобного не происходило. Просто время от времени в шахматном календаре внезапно появляются другие турниры. Иногда это происходит из-за определенных договоренностей с игроками, например, именно так произошло в случае с Grand Chess Tour в Париже, даты проведения которого были объявлены уже после того, как был утвержден календарь ФИДЕ. Мы пытались как-то решить данную проблему, я разговаривал со многими людьми, включая организаторов турниров в Сент-Луисе, мы пытались как-то сдвинуть наш график, но он слишком плотный. Мы разговаривали с Российской шахматной федерацией, у них смещение сроков привело бы к накладкам с Суперфиналами и национальным командным чемпионатом, поэтому, в конечном счете, мы пришли к мнению, что сдвинуть сроки проведения командного чемпионата мира не представляется возможным. Мы даже рассматривали вариант переноса соревнований на ноябрь, но в итоге, все-таки, остановились на июне. Конечно, определенные команды пострадали от этого. Это страны, отобравшиеся на командный чемпионат мира, в то время как их сильнейшие игроки играют в Grand Chess Tour. В первую очередь это Мамедьяров, Раджабов…
— Грищук
— Все-таки Россия в меньшей степени пострадала от этого. В России большое количество высокопрофессиональных игроков, поэтому замена не стала большой проблемой для нее. У российской сборной довольно сильные молодые игроки, такие как Матлаков и Федосеев, для них это отличная возможность показать свои возможности. Гораздо большая проблема возникла, например, у Азербайджана, чье выступление напрямую зависит от Мамедьярова и Раджабова. Разумеется, для данных команд выступление без их ключевых игроков крайне некомфортно. Но, опять же, это замечательная возможность дать шанс молодым талантам проявить себя в командном чемпионате мира. Например, именно это сейчас мы наблюдаем у команды Индии. Как правило, Вишванатан Ананд не играет за свою национальную сборную, поэтому играют молодые игроки страны. Мы видим, что Пентала Харикришна в Ханты-Мансийске тоже не играет, потому что он поедет на этап Гран-при в Женеве, который стартует совсем скоро.
— В 2020 году Ханты-Мансийск примет у себя Всемирную шахматную Олимпиаду. Ведется ли уже какая-либо подготовка к ней?
— Разумеется, каждый мой приезд сюда, а, как я уже отметил ранее, это мой четвертый визит за последние девять месяцев, мы встречаемся с организаторами Олимпиады — Шахматной федерацией Югры и «ЮграМегаСпорт» — и обсуждаем процесс подготовки. Вчера я вкратце обсудил этот вопрос с губернатором Югры Натальей Комаровой. В настоящее время правительство региона рассматривает варианты проекта здания, которое будет построено специально для Олимпиады. Разумеется, позднее оно будет использовано как мультифункциональный спортивный объект. Кроме того, предстоит расширить номерной фонд гостиниц Ханты-Мансийска, для того, чтобы принять всех участников.