Спорт, о каких бы его дисциплинах или направлениях ни шла речь, это всегда эмоции и накал страстей. В любом состязании есть место триумфу победы, горечи поражения, азарту соперничества и множеству других чувств, свойственных каждому спортсмену. Задача спортивного фотографа — поймать эти моменты. О тонкостях работы спортивного фоторепортера рассказал Евгений Листюк, в объектив которого регулярно попадают самые яркие события спортивной жизни Югры.
— Евгений, как ты пришел в фотографию и когда начал фотографировать спортивные мероприятия? Помнишь свой самый первый проект?
— Фотографией я увлекался ещё в школе, ходил в фотокружок, проявлял плёнки, печатал фотографии в «красной» комнате. На первое спортивное мероприятие — это был этап Кубка мира по биатлону в 2006 году — попал благодаря хорошему человеку и до сих пор считаю биатлон своей первой «фоторепортажной любовью». Кстати, аккредитационную карту со своего первого биатлона я храню до сих пор, как, впрочем, и с других мероприятий.
— В чем заключается особенность работы спортивным фотографом?
— Работа спортивного фотографа сравнима с работой фотографа в любом другом жанре — ты просто должен знать и уметь увидеть интересное в общем потоке действий, которые проходят на том или ином мероприятии.
— Тебе приходилось работать на множестве спортивных мероприятий, какие лично для тебя оказались наиболее запоминающимися и важными?
— Я никогда не выделял те или иные соревнования из общего числа мероприятий. Не буду же я работать лучше просто потому, что это международные старты, а где-то наоборот работать «на расслабоне», потому что это соревнования местного масштаба. Из запоминающегося — работа на финале Первенства России по хоккею среди семнадцатилетних парней, где за 6 дней было отснято 24 матча, что сравнимо с двухмесячным объёмом работы на матчах КХЛ и МХЛ вместе взятых.
— Надо ли разбираться в том или ином виде спорта для того, чтобы делать удачные кадры?
— Я думаю, что нужно знать особенности спорта, понимать, что произойдёт в тот или иной момент, ловить скрытые сигналы, которые означают, что далее произойдет то или иное действие, которые может превратиться в хороший кадр. Например, произведя выстрел, биатлонист передёргивает затвор, и гильза вылетает наружу. Ожидая этого момента, можно сделать классический биатлонный снимок.
— Часто ли приходится снимать в экстремальных условиях? Расскажи о самых нестандартных условиях съемки, в которых приходилось работать.
— Самые экстремальные условия были на экстремальном забеге в Нефтеюганске. Был и песок, и грязевые ванны, и водные преграды. А под конец мероприятия меня и вовсе вместе с фототехникой окатили водой из шланга — пытался подобрать хороший ракурс, фотографируя мытьё участников после забега.
— Сколько весит вся аппаратура, которую ты носишь с собой во время работы?
— Комплект зеркального обрудования весит около пяти килограммов. В данный момент я плавно перехожу на использование беззеркальной фототехники, которая в силу своего конструктива имеет меньшие размеры и вес по сравнению с зеркальным фотоаппаратом, и объективами к нему, используемыми мной ранее. Так что, надеюсь, станет полегче.
— Приходилось ли ломать оборудование во время работы? Шайбой в объектив не попадало?
— Шайбой точно не прилетало, а вот фотоаппарат выпадал из разгрузки (нагрудная сумка для переноски фототехники — прим. авт.). Благо без особых последствий — разбился только защитный фильтр объектива.
— Приходится ли время от времени обходить требования безопасности ради красивого кадра?
— Я — законопослушный фотограф. Я давно понял, что идя на конфликт со службой охраны, особенно с рядовыми сотрудниками, ничего хорошего не получится.
— Что самое сложное в твоей работе?
— Сложное — не начать болеть за свою команду во время съёмки — это мешает работать. Нужно быть сторонним безэмоциональным наблюдателем, а не зрителем, получившим возможность быть поближе к центру событий.
— Хоккей, биатлон, лыжные гонки, бег, шахматы, даунхилл, водное поло — это далеко не полный твой «послужной список». Какой вид спорта тебе нравится снимать больше всего?
— Какой-нибудь новый вид спорта. Неважно, что это. Это позволяет получит новый опыт и даже возможно по-свежему взглянуть на свою работу.
— Часто ли доводится смотреть какие-либо соревнования в качестве зрителя? Не тянет взяться за фотоаппарат?
— Однажды я пришел на хоккейный матч, проходивший в рамках Сурдлимпийских игр 2015 года. И все, кто знает меня, очень удивлялись — почему я без фотоаппарата. Я каждый раз терпеливо объяснял, что я же не по работе, а просто, за наших поболеть. Да, глазом «цеплял» интересные моменты и даже думалось, что был бы интересный кадр. Но я не пожалел, что пришел налегке, ведь у меня фотоаппарат не ассоциируется с отдыхом. Это исключительно работа, а я пришел не работать. В остальном же я редко бываю на соревнованиях в качестве зрителя.
Фото: Евгений Листюк, Валентина Маслова