Алёна Рогина: Самый лучший танец — это танец, станцованный от души

Что такое свободный танец? Чем он отличается от классического? Зачем нужна статическая гимнастика? И почему можно развиваться физически, не поднимая тяжести? В чем разница между вогом и контемпорари? И почему контемпорари выделяется на фоне остальных танцев? На эти и на многие другие вопросы ответила преподаватель секций статической гимнастики и классической и современной хореографии для детей Алёна Рогина.

— Алёна Вячеславовна, расскажите, каким был ваш творческий путь?

— Путь тернистый, нелегкий. Я сотрудничаю с «ЮграМегаСпорт» давно и занимаюсь в этом зале с 2010 года. Сначала это была студия танца, а сейчас она трансформировалась в студию танца, пластики и театра. Еще до начала работы с «ЮграМегаСпорт» в 2008 году  я создала студию танца «Гармония». Это было моим хобби, и на заре я видела себя как организатора: у меня работало много педагогов, которые были выпускниками и студентами МГУ, где училась и я сама. Это было мое второе высшее образование. На момент учебы я не осмеливалась браться за работу балетмейстера. Внутри присутствовали неуверенность и страх. Последние два года университета я доучивалась в Краснодаре. Кроме танцев в детстве я занималась спортивной гимнастикой и восхищаюсь силой воли спортсменов, тем, как они изматывают свое тело. Я не такой человек, поэтому осталась верна лишь танцам. Танец позволяет показать себя с нескольких сторон: не только с физической, но и с духовной.

Здесь же, в Ханты-Мансийске, я взялась работу педагога и хореографа. Мне очень нравится постановочная работа. Особенно нравится тема сотворчества с детьми в постановках. Я считаю, что это очень важно для развития и ребенка, и педагога. Ведь моя задача — безболезненно вывести на сцену. Сделать это так, чтобы не нанести ребенку травму. А выберет ли он потом стезю танцовщика или хореографа — это не важно. В любом случае он пришел на танец, чтобы проявить себя и обрести уверенность в себе. Моя задача, как педагога, не только вывести на сцену и научить танцевальным па, но и помочь человеку раскрыться и эмоционально себя проявить. Например, навыки актерской игры и интересной танцевальной техники всегда пригодятся в жизни и будут помогать справляться с трудностями.

Сейчас я особенно остро вижу в хореографии старую проблему: постановки очень похожи. Смотришь постановки и видишь, что при прекрасной технике у исполнителей и танцовщиков сюжет абсолютно не затрагивает душу. Не заставляет сопереживать. Теряется интерес. К сожалению, это проблема нынешней хореографии. Именно поэтому я делаю такой упор на импровизацию и сотворчество с детьми.

— Что с творческой точки зрения дает импровизация?

— Этот процесс сам по себе очень интересен. Дети раскрывают свою индивидуальность и на сцене, естественно, уже не похожи друг на друга. Никто не повторит нашего Богдана или Веру или любого другого воспитанника. Моя задача их раскрыть. И, конечно же, помочь профессионально развиться, чтобы у детей был выбор направлений. Я использую различную музыку: классическую, народную, современную. Сейчас мы занимаемся свободным танцем. Детям он очень нравится. Его я собираюсь выносить на сцену. Свободный танец называется контемпорари. В нем человек может раскрыться и проявить себя в полной мере. Этот танец можно исполнять практически под любую музыку. Детям очень нравится, как и мне, потому что можно делать совершенно разные постановки. Возможности контемпорари очень широкие. Хотя я, конечно, проходила традиционную школу классического и народного танцев. Это, разумеется, кладезь нашей хореографии, нашего балета, это наше наследие, которое я тоже стараюсь давать детям. Но это, на мой взгляд, уже задача училищ и прочих заведений с более углубленным обучением. Дети знают все эти аспекты и могут спокойно двигаться дальше.

— Что такое свободный танец и чем он отличается от классического?

— Свободный танец ближе к модерну. Он выступает в противовес классическому танцу. Классический танец очень тяжело танцевать. Я считаю, что это самый красивый и самый сложный танец. Нужна балетная выворотность, чтобы его танцевать. А свободный танец могут танцевать все. Потому что это естественная физиология человека: прямые позиции, положения бедер, движения, которые нам привычны. Его легче освоить. Но оба танца прекрасны. У свободного танца своя техника, у классического — своя. И обе они хороши. В классическом танце, пожалуй, сложно показать эмоции. Он весь академический, сдержанный, нужно поддерживать определенные формы, танцевать на пуантах. А сейчас хочется больше свободы, которую дает возможность проявить именно свободный танец.

— А плохо исполненный свободный танец, но исполненный от души — это хороший танец?

— Это отличный танец. Это самый лучший танец. Мы сейчас с детьми занимаемся импровизацией. Мое сердце очень созвучно общей тенденции, что нужно заниматься импровизацией. Потому что многие педологи говорят, что импровизация — это настоящий танец, а хореография — это иллюзия. Это искусство, которое смотрит на движения и подстраивает их под правила театра, по драматургической кривой.

— А каково ваше мнение о новых направлениях танца: тверк, вог?

— Вы знаете, я сторонник хороших, понятных сюжетных постановок, чтобы зритель сопереживал происходящему на сцене, чтобы зрителю было интересно это делать. И я считаю, что сейчас немного перепутали профессии шоумена и балетмейстера. А это очень разные вещи. Упомянутые вами тверк и вог больше относятся к шоу. К тому же, с точки зрения преподавания, эти направления танцев больше подходят для молодых людей, контингент же моих групп — это школьники. И, конечно же, в них я буду развивать и наше наследие, и свободный танец.

Ко мне приходят разные дети. Бывают с зажимами, в том числе, психологическими, которые хотят через танец как-то проявить себя и, может быть, вписаться так в этот жестокий мир. В секции есть деление на группы: те, кто уже легко адаптируются и могут идти дальше, и те, с которыми нужно немного притормаживать. Дети разные. С кем-то нужно работать не только как тренер, но и как педагог. Я не путаю шоу и образование.

— То есть вы не настраиваете детей на обязательную карьеру в танцах, а предлагаете им выбор? Профессиональный танец или приятное хобби?

— Да, именно. Есть дети, которые посещают занятия просто «для аппетита». Разумеется, при этом нужно работать и с родителями, чтобы они не заблуждались. Я обсуждаю с ними проблемы ребенка, почему он не может достичь каких-то высоких результатов, каких у него не хватает психо-эмоциональных качеств, как сила воли, терпение, упорство. Мы, конечно, не спортсмены, но тоже растягиваемся и занимаемся акробатическими элементами, развиваем тело физически и настраиваем его на нужную танцевальную лексику. Мы работаем вплотную с родителями, и они знаю, что не нужно волноваться, если ребенок в резерве. Детям я тоже объясняю, чего им не хватает и над чем следует работать. Таким образом, очень много внимания уделяется психологической и педагогической работе с воспитанниками.

— Мы знаем, что кроме постановочной деятельности с детьми, вы еще занимаетесь со взрослыми статической гимнастикой. В чем разница между работой с детьми и работой со взрослыми?

— Со взрослыми у меня другая цель. Статическая гимнастика — это изометрическая нагрузка на мышцы. Она отличается от динамики. Там мышца сначала сокращается, потом расслабляется, потом вновь сокращается, в изометрике мышца сокращается и остается в таком состоянии определенное время. Таким образом человеку сложнее работать, чем в динамике. Он должен наблюдать за своим телом и, когда идет этот процесс наблюдения за дыханием и работой мышц, человек не затрачивает энергию на лишние переживания, что благотворно сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии. В Краснодаре у меня была подопечная — женщина шестидесяти с лишним лет, психотерапевт по профессии. Она говорит, что по лестнице стала просто порхать после занятий. Благодаря статической гимнастике люди находят душевную и психологическую гармонию, избавляются от остеохондроза и поддерживают тело в тонусе и нужной им форме. И для самых продвинутых я бы сказала, что статическая гимнастика помогает выработать такой очень важный и нужный навык как осознанность, который улучшает качество жизни человека на несколько порядков.

— В чем преимущество статики перед динамикой?

— При занятиях статической гимнастикой процесс сжигания жировой ткани происходит эффективнее, чем в динамике. Налаживается обмен веществ, быстрее происходит коррекция фигуры. У статической гимнастики нет противопоказаний, потому что нет нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечнососудистую систему. Исключительно плюсы. Но взрослым часто мешает то, что они не всегда могут собраться и прийти на занятия. Многим бывает скучно, нужно время на адаптацию к новому виду деятельности.

— Можно ли статической гимнастикой нарастить мышечную массу? Или это будет исключительно сжигание жировой ткани?

— Статика — это все-таки сушка тела. Я всю жизнь занималась спортом и любила тренажерный зал, поднимала сто килограмм ногами, и была похожа на борца сумо. Я занималась бегом, но все-таки, как я уже говорила, это не мое. А вот статика хорошо повлияла на мою фигуру и душевное состояние.

— Чем похожи статическая гимнастика и свободный танец?

— Тело —  главный инструмент танцора, и его нужно настраивать как фортепиано или гитару. Развивать его, иногда превозмогать боль, чувствовать свое тело. Это похоже на смесь йоги, фитнеса и танцев. Этому я учу и детей, и взрослых. И когда они углубляются в этот процесс, то происходит настоящее чудо, открывается второе дыхание и неожиданные внутренние резервы.

Связаться с преподавателем и договориться о посещении занятий можно по телефону: +7 982 871 66 12.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: