В небе Сургута парад воздушных кораблей! 27 пилотов сегодня принимают участие во всероссийских соревнованиях по самолетному спорту. Чему лётчиков учит небо? Как в полёте совладать с эмоциями? И каково это – летать под облаками? Рассказывает Иван Барсов, чемпион Европы по высшему пилотажу, основатель женской пилотажной группы «Барсы».
– Иван, кто вам привил интерес к авиации?
– Я начал летать на аэродроме «Северка», мы с папой приезжали туда каждый год, там меня учили инструкторы. Эти люди – легенды авиации, они управляли самолетами «Boeing 747», летали в Заполярье. Инструкторы учили нестандартному полёту, давали возможность развивать логическое мышление.
– Без ошибок, наверное, не обходилось?
– Да, один раз забыл выпустить шасси. Летали тогда в Подмосковье, инструктор ждал до последнего момента, когда я буду у земли. И он спокойным голосом тогда сказал: «Ты случайно не забыл что-то?». Я сразу сориентировался, поэтому ушел на второй круг. Главное в таких случаях не паниковать.
– А что помогает настроиться на полёт?
– В полёте нужно быть хладнокровным, а помочь в этом могут дыхательные техники. Но если погода плохая, самое верное решение – не лететь. Когда летчик в стрессе, это всегда не безопасно. Умный пилот переборет себя и скажет: «Нет, не сейчас».
– К чему нужно быть готовым, участвуя в воздушных гонках?
– При выполнении комплекса будут перегрузки до 7G, это когда твой вес умножается на семь, в этот момент мозг начинает работать медленнее. Поэтому нужно хорошо запомнить план полёта, чтобы не перепутать местами фигуры. Но когда летаешь много, всё получается уже на автомате. Поэтому я отношусь к этому уже как к обыденному. Для меня трудностей нет, ведь я люблю это дело.
– А погода может как-то повлиять на результат?
– Напрячь обстановку может ветер. Из-за него сносит самолет, так труднее выполнять пилотажный комплекс. Но мы находимся дома, всё знакомо, поэтому нам будет гораздо проще, чем другим пилотам.