Совсем скоро в Югру придет зима, а, следовательно, в Центре зимних видов спорта им. А.В. Филипенко полным ходом идет подготовка лыжной трассы к новому сезону. Ее основой станет подушка из снега, запасенного еще с прошлой зимы. Уже в ближайшие дни свежую трассу Ханты-Мансийска смогут опробовать лыжники и биатлонисты России и зарубежья, которые готовятся приехать в столицу Югры на первые в этом сезоне тренировки на снегу. Среди них и лидеры биатлонной сборной России, олимпийские чемпионы Антон Шипулин и Алексей Волков. О нюансах процесса снегоукладки и технологиях сохранения снега рассказал начальник управления АУ «ЮграМегаСпорт» Николай Вторушин.
— Николай Николаевич, как давно в Ханты-Мансийске применяются технологии по использованию прошлогоднего снега?
— Мы уже четвертый год в начале зимнего сезона раскладываем снег, запасенный в прошлом году. Ежегодно заготавливается примерно 12 тысяч кубометров снега. Стоит отметить, что мы также используем искусственный снег. На его производство расходуется примерно 6 тысяч кубометров воды.
— Какие наиболее удобные сроки для организации работ?
— Мы дожидаемся 15-20 чисел октября. К этому времени земля уже успевает достаточно охладиться. Если поторопиться и уложить снег раньше, то снежная подушка, которая ляжет на асфальт, не даст земле промерзнуть и снег будет проседать и таять.
Сейчас оптимальное время: земля подмерзла, недельку постояла нулевая температура, а ночью и ниже нуля. И даже если температура воздуха поднимется, уже не страшно, что снег начнет таять, ведь он крупнозернистый. После разглаживания снега ратраком и культивирования фрезой он становится настолько крепким, что буквально на следующий день снег можно пилить бензопилой.
Методика уже проверенная, и мудрить ничего не надо. Главное, чтобы снежная подушка была 25-30 см. В таком случае, ни дождь ни резкое потепление не повлияют на качество трассы. В этом году мы проводим чемпионат России по лыжным гонкам, то есть придется раздваивать и кое-где расширять трассу для скиатлона, чтобы один круг можно было пройти коньковым ходом, а другой — классикой.
Пару дней назад Тюмень тоже приступила к укладке снега на трассах, но у них есть большой плюс — холодильные установки – они искусственно охлаждают асфальт и можно не ждать прихода заморозков.
— Насколько это дорогое удовольствие – создать снежную трассу одними из первых?
— Годовой цикл работ по изготовлению, заготовке, сохранению, раскладке снега на лыжню и ее подготовку непосредственно к катанию обходится в сумму около двух миллионов рублей. В нее входят и затраты на воду, необходимую для производства, опилки для снегохранилища, электроэнергию, рабочую силу, заказ техники, которая развозит и загружает снег.
— Произведенные затраты оправданы? Есть ли возможность получения какой-либо прибыли?
— Да, конечно. Мы имеем прибыль с аренды стадиона, трасс, стрельбища сборными командами других регионов и стран, проходящих подготовку в Ханты-Мансийске. Примечательно, что здесь идет комплексное оказание услуг : проживание, питание, транспорт и, конечно, аренда тренировочной базы. В среднем на одного человека в день приезжими тратится около трех тысяч рублей. Из них на аренду трассы — 500-700 рублей. Конечно, в большой плюс пока не выходили, но, если в течение сезона приедет около 300 спортсменов из других регионов, это уже очень хорошо. Кстати, тренироваться в Ханты-Мансийске очень выгодно. К примеру в Финляндии эти услуги стоят очень дорого. Цена только за аренду стадиона, трассы и стрельбища там колеблется на уровне 40 евро в день без проживания.
— Кто планирует приехать в этом году и, так сказать, опробовать ханты-мансийский снег?
— 15 октября два олимпийских чемпиона — Алексей Волков и Антон Шипулин — приедут на самоподготовку в Ханты-Мансийск. У них сейчас тренировки проходят по индивидуальной программе. Также ожидаем сборную команду Казахстана, команды Москвы и Екатеринбурга – они уже официально подтвердили свои сборы в столице Югры. 20 октября приедут спортсмены, тренирующиеся под руководством заслуженного тренера России Андрея Падина.
Ну и, конечно, две наши основные команды — сборные ХМАО по биатлону и лыжным гонкам (каждая примерно по 30 человек). Более 30 спортсменов Центра адаптивных видов спорта тоже приступят к тренировкам уже в ближайшее время. В общем, приличное количество народу будет кататься.
— Трасса будет готова уже 15 октября?
— У нас в планах подготовить 5,5 километров трассы вместе со стрельбищем. Сегодня планируем закрыть круг в 500 метров, чтобы юные лыжники уже могли приступать к тренировкам. Погода соответствует высоким темпам укладки трассы – нет гололеда. Соответственно, и машины движутся быстрее, погрузка и выгрузка тоже проходит оперативно. Нормальный темп – 350-400 метров в день. Поэтому основная часть стадиона уже будет готова.