Почетный гость этапа Кубка мира по лыжероллерам, который накануне завершился в Ханты-Мансийске, четырехкратный олимпийский чемпион по лыжным гонкам Николай Зимятов рассказал об истории лыжероллеров, собственном опыте подготовке к соревнованиях на них, а также о том, каким образом Ханты-Мансийск может превратится в мировую лыжероллерную столицу.
— Николай Семенович, расскажите, как проходила летняя подготовка в период ваших стартов. Что изменилось с тех пор?
— Я прошел практически все стадии лыжероллеров. Можно подумать, что из колеса ничего нового не придумаешь, но конструкция лыжероллеров говорит об обратном. Я тренировался в 70-80-е годы и основным средством подготовки к соревнованиям летом тогда тоже были лыжероллеры, но они, разумеется, сильно отличались от тех, что мы видим сегодня. В мое время лыжники тренировались на лыжероллерах ГДР – четыре колеса, а впереди трещотка и использовали их исключительно на ровном асфальте. А вот по грунту мы ездили на «сибирячках», благодаря их крупным надувным колесам, на них можно было выехать далеко за пределы асфальтированной дороги. Первыми, кто начал на них бегать, была группа Павла Колчина. С внедрением конькового стиля передвижения появились роллеры и для конька. Они отличались от классики тем, что не имели трещотки, которая располагалась впереди. Целое поколение лыжников выросло именно на таких лыжероллерах, а вот потом они начали эволюционировать – изменилась конструкция платформы, ее длина, колеса, материал и многое другое. К тому же, они стали подразделяться на скоростные и медленные. Сегодня сборная использует для конькового хода более медленные роллеры, высокая скорость в тренировках не так важна, а вот спортсмены, которые принимают участие в этих соревнованиях, катаются на быстрых лыжероллерах. Отмечу, для соревнований такого уровня нужна хорошо подготовленная трасса, чтобы спортсмены смогли избежать травм.
— Есть ли какие-то альтернативы лыжероллерам?
— В свое время мы пытались заменить лыжероллеры — в летние месяцы тренировались на леднике, но довольно быстро отказались от этой методики. Подготовка на высоте не всегда благоприятно сказывалась на результатах.
— В соревнованиях принимают участие как лыжники, так и лыжероллисты. В чем разница между ними?
— В мое время в конце летнего сбора все участники команды сдавали контрольную тренировку – беговую и лыжероллерную. В беговой я стабильно показывал лучших результат, а вот на лыжероллерах регулярно оказывался одним из худших, потому что хороший лыжник — не всегда хороший лыжероллист. Сейчас даже комплекция тела в этих дисциплинах отличается — лыжники рослые, с длинными руками и ногами, а спортсмены, катающиеся на лыжероллерах, по типу фигуры больше похожи на конькобежцев. Техника изменилась, требуется совершенно другая работа мышц. Своя специфика присутствует и в каждом виде гонок. Совсем недавно прошел Чемпионат мира по лыжероллерам в Мадоне, на который приехали наши сильнейшие лыжники – Большунов и Непряева. По их выступлениям можно оценить особенности каждой гонки. Наши спортсмены прекрасно показали себя на длинных дистанциях, а вот в спринте на 200 метров, в котором требовалась уже другая техника, ребята заметно уступали спортсменам-лыжероллистам.
— Каждый вид спорта по-своему травмоопасен. В чем опасность в лыжероллерах?
— Падения, конечно же, случаются, но это зависит от подготовки и уровня спортсмена. Ребятам, которые только начинают заниматься этим видом спорта, не стоит сразу же покорять склоны, а тренироваться на равнине. Главная опасность заключается в высокой скорости и отсутствии тормозов на лыжероллерах.
— Кто составляет конкуренцию российским спортсменам?
— Расстановка сил примерно такая же, как и в лыжных гонках.
— Достаточно ли трасс в стране, на которых можно заниматься лыжероллистам?
— Стадион в Ханты-Мансийске, пожалуй, один из лучших в России. Здорово, что руководство, которое сейчас здесь работает, продолжает традиции тех, кто сделал все возможное, чтобы этот стадион здесь появился и процветал. Ханты-Мансийску я бы хотел пожелать воспользоваться опытом эстонского Отепя, где общая протяженность трассы составляет около 35 километров. Там объединили все трассы, которые есть в городе, в одну. Я думаю, такой опыт был бы полезен Ханты-Мансийску, тем более, что здесь кроме биатлонного стадиона есть еще трассы, на которых можно заниматься. Уверен, количество катающихся увеличилось бы в несколько раз. В скандинавских странах параллельно с дорогой всегда идет дорога-дублер, на которой можно тренироваться на лыжероллерах, роликах, велосипедах, а зимой на лыжах не только спортсменам, но и просто любителям активного образа жизни. Хотелось, чтобы и у нас в стране создавалось еще больше условий для занятий спортом.