8 и 9 июля в Ханты-Мансийске проходит этнофестиваль «Югорские обласа». В рамках фестиваля в сельском поселении Шапша состоялась международное соревнование на Кубок Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по гребле на обласах.
Что же такое облас и как делается эта небольшая лодочка – один из основных видов транспорта северных народов?
Облас – это легкая сибирская лодка, как правило выдолбленная из целого дерева. Обычно обласок изготавливают из кедра или осины, размер и материал зависит от его прямого назначения.
Победитель мужского масс-старта на 500 метров Сергей Русскин рассказывает, что есть и другие технологии изготовления обласа. «Некоторые делают его не из целого ствола, а соединяют облас из досок. Каждому свое, но по мне – облас из цельного дерева, как по старинке, лучше».
По словам спортсменов, человек, который с деревом и столярным делом на «ты», может изготовить облас из любого материала. Главное условие – чтобы вода не протекала. Говорят, из нескольких деревьев сибирскую лодку сделать немного проще, но из цельного она получается легче, в том числе и поэтому многие предпочитают именно такой вариант. К тому же, в наши дни можно использовать современные легкие материалы, например, карбон. В таком случае лодка тоже получится быстрой и легкой.
Юным этноспортсменам до 14 лет желательно плавать в обласе поменьше, который отличается от стандартных размеров. В ветреную погоду и неспокойную воду детей или подростков, которые управляют взрослой лодкой, может попросту сдувать с необходимой траектории.
Виталий Русскин из Сургутского района говорит, что многие коренные жители Сибири могут сделать облас своими руками, так как это для них привычное занятие.
– Раньше это был основной вид транспорта. Как я помню, у нас не было других летних вариантов передвижения кроме обласа. В семьях, где его не было, люди ходили пешком. А с обласом можно переезжать, перевозить какие-то грузы, ездить на охоту и рыбалку. Поэтому почти в каждой семье были мастера, – объясняет этноспортсмен.
Раньше облас могли сделать за один день. Утром поехать выбирать подходящее дерево, а вечером уже приплыть на новой лодочке. В наши дни неспеша изготовить облас можно за три дня. Мастера делают облас сразу под себя, определяя как будет удобно в нем находиться и управлять им.
Понять, что облас хорош можно, даже не садясь в него, достаточно просто посмотреть профессиональным взглядом.
– Это можно сделать, осмотрев форму обласа. Деревья, из которых делают лодки, бывают разные. Облас может немного повести, также необходимо смотреть на длину и ширину – все это оценивается в «едином ключе», после чего можно сделать вывод о качестве лодки, – рассказывает Сергей.
Важно также осмотреть дно транспортного средства. По словам Виталия Русскина, у обласа есть сходство со спортивными лодками (байдаркой ил каноэ). У сибирской лодки форма вытянутая, особенно по краям, а в середине немного потолще.
В наше время облас служит достаточно долго, так как есть разнообразные специальные пропитки, краски и лаки. Можно покрыть лодку особой краской, вода не будет впитываться, а сам облас только приобретет дополнительные технические характеристики. В таком случае срок службы обласка – от 5 до 10 лет.
Конечно, «жизнь» лодки зависит и от степени эксплуатации: чем чаще и для более сложных задач используется облас, тем скорее он придет в негодность.
– Есть избранные обласа, к которым трепетно относишься. Соответственно, каждый год красишь его, наносишь специальные средства, чтобы твой лучший облас прослужил как можно дольше, – делится советами чемпион 2023 года в мужском масс-старте.
Несмотря на свою простоту, облас – достаточно дорогой вид транспорта. Цена с каждым годом растет, а сейчас хороший качественный облас обойдется покупателю в 40-50 тысяч рублей. Это будет скоростное и обкатанное средство передвижения. Как признаются участники соревнований, иногда цена на лодку может уходить и далеко за 50 тысяч.