Художественная гимнастика – безумно красивый, но сложный вид спорта. Кстати, один из самых популярных в нашей стране. О том, что именно дает художественная гимнастика детям, когда ею нужно начинать заниматься, и кто становится чемпионом — мы решили узнать у мастера спорта Российской Федерации по спортивной акробатике, тренера младшей возрастной группы по художественной гимнастике города Ханты-Мансийска Елены Ваньковой.
— Елена, расскажите немного о себе. Как Вы пришли в художественную гимнастику?
— Родилась я в городе Кургане. Окончила Курганский Государственный университет, специальность «Физическая культура и спорт». Тренером работаю с 2011 года. После окончания университета приехала в город Ханты-Мансийск, где и началась моя карьера тренера по художественной гимнастике.
— В каком возрасте родителям предпочтительнее привести ребенка в художественную гимнастику?
— По федеральным стандартам, на которые мы равняемся, ребенок должен начинать заниматься с 6 лет. Но в последнее время, детей приводят в более раннем возрасте. Девочек набираем уже с 3,5 лет, занятия проходят в игровой форме, без особых нагрузок. Дети приходят разные, бывают очень активные, внимательные, которые быстро схватывают. Есть дети, которые отвлекаются, не могут долгое время концентрировать внимание на каком-либо элементе, это и говорит об их возрастных особенностях. Главное — постараться не напугать ребенка на начальном этапе подготовки.
— А что это значит «не напугать?»
— Во-первых, чтобы не потерялся интерес, очень важно чтобы дети полюбили гимнастику и приходили в зал с большим удовольствием. С девочками нужно много работать над растяжкой, пластикой, иногда через силу. Не каждому это легко дается. Нужно, чтобы к следующей тренировке любовь и доверие к тренеру сохранялись. Именно на раннем этапе все должно быть постепенно, не торопясь, по мере возможностей и данным ребенка.
— Как проходит отбор в секцию? Существуют определенные критерии?
— На начальном этапе особого отбора нет, берем всех детей. Художественная гимнастика дает хорошую базу, благодаря занятиям формируется правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, вырабатывается дисциплинированность и навык концентрации внимания, гибкость, развивается женственность и сила воли. Помимо этого, девочки начинают красиво и легко двигаться, у них формируется легкая и грациозная походка. Этот вид спорта не только раскрепощает, но делает ребенка целеустремленным и уверенным в себе. После трех лет обучения, в период тренировочного процесса прослеживается динамика физического развития спортсменки, по которым можно судить о дальнейших планах на будущее.
Если видим, что ребенок предрасположен к другому виду спорта, разговариваем с родителями, советуем выбрать другое направление. Также, после трех лет обучения у ребенка есть возможность перейти в учебно-тренировочную группу. Кроме того, очень важно, чтобы спортсменка была фактурная, имела определенный вес, рост. У нас есть таблица соотношения по которой мы прослеживаем и стараемся соблюдать параметры.
— А возраст влияет? Пример Алины Кабаевой. Считается, что свой путь в спортивной гимнастике она начала уже сравнительно поздно, но, тем не менее, добилась успеха.
— Многие родители считают, что, чем раньше их ребенок начнет заниматься, тем будет лучше результат. На самом деле это не так. Очень многое зависит от характера и немного от природных данных. Есть дети без особых данных, но они очень трудолюбивые. Видно, что есть огромное желание учиться, достигать успеха. Такие девочки обгоняют тех, у которых от природы есть способности. Например, Маргарита Мамун пришла в гимнастику уже в возрасте 7 лет, а сейчас она олимпийская чемпионка. Поэтому, наверное, возраст не всегда важен. Главное желание и стремление.
— А кроме пластики и растяжки над чем еще нужно работать ребенку, начинающему гимнасту, чтобы достичь результата? Есть какие-то дополнительные занятия?
— На сегодняшний день по правилам соревнований большое внимание уделяется артистизму. Все упражнения должны быть наполнены эмоциями, как в спектакле. И мы стараемся максимально отработать все до мелочей. Учим правильно подавать себя — улыбка, осанка, носик, чтобы все это вместе выглядело красиво и эмоционально, гимнастка должна понравиться судьям. И, конечно же, дети дополнительно занимаются хореографией. К сожалению, у нас хореографа нет, поэтому родители вправе самостоятельно искать педагога и работать индивидуально.
— Что касается родителей, не каждый согласен и понимает методику преподавания. С какими сложностями сталкиваетесь?
— Как только набирается группа, мы стараемся сразу проводить собрания, где объясняем родителям, что они не должны вмешиваться в тренировочный процесс, но были готовы помочь в воспитании, если это потребуется. Должен сформироваться треугольник: тренер, спортсмен и родитель. Должна быть дисциплина и уважение к педагогу, тогда все получится. Дверь в зал у нас всегда закрыта. Но мы часто проводим открытые занятия.
— Это связанно с привязанностью, родительской заботой?
— Да, ведь когда ребенок на тренировках или соревнованиях, он быстрее взрослеет. После первых выездов на соревнования многие родители заметили, что их ребенок изменился, появилась самостоятельность. Одни соревнования заменяют три месяца тренировок в зале.
— Согласны ли вы с тем, что тренер для ребенка — вторая мама?
— Да, безусловно. Когда они совсем маленькие, очень сложно от них требовать, ругать, делать замечания, но без этого никак. Мой подход — это кнут и пряник, ведь нужна дисциплина, дети с раннего возраста должны понимать, куда они пришли, что это не игра, а серьезный спорт. Чем раньше они это поймут, тем быстрее будет результат. Поэтому где-то ругаю, где-то похвалю. Особенно хорошо ребенка узнаешь на сборах, когда 2 недели он под твоей опекой. Узнаешь его индивидуальные особенности, поддерживаешь психологически, стараешься не давить, но в то же время не позволяешь сдаваться. На самом деле становишься второй мамой. И когда спортсмены сильно устают на сборах, часто звонят домой со слезами, родители уже знают, что приезжать и забирать ребенка не стоит. Перестают их жалеть, дают им возможность достойно пройти тренировочный этап. В этом они большие молодцы.
— Что касается зала, все ли условия есть для занятий гимнастикой и ее развития?
— На самом деле у нас очень хорошие условия, для начальной подготовки зал шикарный. Но для детей постарше потолки должны быть не менее 10 метров, стандартный ковер 13х13 метров, так что этот зал им будет маловат. Но я сама занималась в маленьком нестандартном зале, поэтому то, что есть сейчас, я очень ценю. По сравнению с другими городами у нас шикарные условия, за что огромное спасибо.
— Если говорить о гимнастике в цене, насколько дорогой это вид спорта, и какой инвентарь лучше приобретать на начальном этапе? Стоит ли вкладывать много на начальном уровне?
— Каждый вид спорта по своему дорогой. На начальной подготовке нужно приобретать инвентарь, но в каждом есть огромная разница. Есть обруч за 200 рублей, а есть профессиональный за 1000 рублей. Конечно, профессиональными предметами пользуются более опытные гимнастки, выступающие на соревнованиях. Малышам достаточно иметь самый обычный обруч, мяч, скакалку, а булавами и лентами на начальном этапе мы пользуемся редко, в основном для того, чтобы привить интерес.
— Дети разницу в инвентаре чувствуют, а родители ее понимают и видят?
— Конечно, бывают ситуации, когда приходиться объяснять. Здесь, наверное, каждый понимает по мере развития своего ребенка. На соревнованиях гимнастка оценивается полностью, не только ее физические способности, но и то, как она выглядит внешне. Когда девочки надевают купальник с камнями, стразами, они сами начинают сверкать, глаза блестят. Ведь это не мы придумали, это специфика вида спорта. Важно, чтобы родители это понимали. Любое вложение в мире спорта присутствует, тем более, если вы хотите добиться результата.
— Что можно сказать об уровне подготовки югорских спортсменок?
— Выступают достойно, выезжают на соревнования различного уровня. Стремимся к успеху, для этого и работаем с ними усердно с самого раннего возраста.
— Как начинающие гимнастки в столь юном возрасте справляются со стрессом перед предстоящими соревнованиями?
-Дети очень переживают. Каждые соревнования для них волнительные. Поэтому среди малышей первые соревнования я стараюсь проводить на нашей площадке, им так легче. Стараюсь чаще устраивать открытые занятия, куда приходят родители, и могут посмотреть, чему научился их ребенок. Конечно, все боятся, теряются, но это нормально. Для этого мы их и проводим, настраиваем на будущее.
— А какая обстановка царит в группах, в самом коллективе?
— Мне нравится, что мы как одна большая, дружная семья, дети друг за друга болеют, поддерживают. Старшие помогают младшим.
— Участвуют ли девочки в выездных соревнованиях, а также проводятся ли для них мастер-классы от выдающихся гимнасток?
— У нас дети выезжают на сборы в соседние регионы. Недавно тренировочное мероприятие под руководством олимпийской чемпионки, заслуженного мастера спорта России Дарьи Шкурихиной и мастера спорта международного класса Натальи Стариковой проходили и в Ханты-Мансийске. Такая практика очень нужна.
— Что скажете о предстоящем региональном турнире «Весна победы», который пройдет уже в эти выходные? Как готовитесь? Какой настрой у спортсменок?
— Конечно, мы готовимся. От моей группы на соревнованиях будет выступать 10 спортсменок. Генеральные прогоны, отработка элементов идут полным ходом. Стараюсь ничего не менять и не добавлять в последний момент.
Напомним, Открытый региональный турнир Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по художественной гимнастике «Весна Победы» стартует уже 21 апреля. Соревнования пройдут на территории «Центра развития теннисного спорта», начало в 10:00. С регламентом турнира можно ознакомиться здесь.