25 августа в Ханты-Мансийске начинается первенство автономного округа по летнему биатлону среди юношей и девушек. В преддверии гонок мы продолжаем рассказывать вам об этом виде спорта. Первая дисциплина соревнований, спринт (кросс), стартует 27 августа. Юноши уйдут на дистанцию 4 км, девушкам предстоит преодолеть 3 км.
Пока спортсмены готовят свои лыжероллеры, винтовки и беговые кроссовки мы пообщались с двукратным чемпионом мира по зимнему биатлону и трехкратным чемпионом мира по летнему биатлону Дмитрием Ярошенко. Биатлонист рассказал о важности августовских стартов, психологии молодых спортсменов и ответил на вопрос: зимний или летний биатлон сложнее.
– Дмитрий, насколько важны соревнования по летнему биатлону в рамках подготовки к зимнему сезону?
– В летних соревнованиях участвуют практически все те же спортсмены, что и в зимних. Потому что лыжероллерная подготовка – неотъемлемая часть тренировочного процесса, так как не у всех сборных есть возможность готовиться на натуральном снегу. Тем более в летний период основывать всю подготовку на снегу не представляется возможным. Включают один-два таких сбора за все лето, но в основном это работа на лыжероллерах, кроссовая подготовка и специальные физические упражнения.
Лыжероллеры максимально приближены к лыжной технике. Раньше летние соревнования проводились не только на лыжероллерах, в большей степени это было сочетание кросса и стрельбы. Потом стали плавно переходить к тому, чтобы полностью заменить кроссовую часть соревнований лыжероллерами. Даже чемпионат мира проводился сначала только по части кросса. Это говорит о важности именно лыжероллерной подготовки.
Любые соревнования – самая идеальная подготовка. Можно быть лучшим на ежедневных занятиях, у спортсменов есть даже неофициальный титул – чемпион тренировок, а в соревнованиях спортсмен может не справиться со своим эмоциональным состоянием, допускать ошибки и в итоге показать плохой результат.
Соревнования нужны и для того, чтобы бегать бок о бок со своими соперниками, которых ты не видишь на тренировках. Это колоссальный соревновательный опыт, в том числе и из этого складывается общий успех спортсмена.
– Сильно ли для спортсмена отличаются соревнования летом и зимой?
– Есть специфические отличия лыжероллеров от биатлона. Например, часто бывает так, что спортсмен с большей массой имеет определенной преимущество в гонке. Кроме того, роллеры не проваливаются в снег, у всех они стандартные, ну и нельзя забывать законы физики – чем больше масса, тем быстрее набирается скорость на спуске. Думаю, если вынести за скобки этот фактор, то все находятся в равных условиях.
– Как пропуск летних стартов может повлиять на зимние соревнования?
– Тренировочный процесс – вещь постепенная, которая моделируется и планируется тренером. Не выполнив какую-то одну базовую нагрузку, сложно перейти к специфической работе. Ближе к началу сезона нагрузка становится все более и более специфической – скоростные тренировки, оттачивание всех навыков. На заключительном этапе уже делается какая-то подводящая работа, чтобы во всеоружии подойти к старту соревнований.
Пропускать тренировки нельзя, но, к сожалению, спортсмены не застрахованы от травм и болезней. Есть большое количество примеров – например, у атлета была скомкана летняя подготовка и, соответственно, весь сезон он уже не мог отработать на том уровне, на который выходил в прошлом сезоне. Но мы не говорим о пропуске одной-двух тренировок, для профессионала это имеет больше психологическое значение, чем физическое. Иногда даже полезно ничего не делать некоторое время, чтоб не перегружать организм.
Но это все не для юных спортсменов, у них пропуск тренировки – шаг назад. Они не настолько профессиональны, чтобы знать, где потом добавить, чтобы опять выйти на свой максимальный уровень.
– В вашей карьере есть подобные примеры?
– У меня был момент, когда я сломал плечо в августе, как раз в этот ответственный подготовительный период. Я тренировался в зале, бегал кроссы, но не мог толкаться рукой еще часть сентября. А следующий сезон – олимпийский. Назвать его провальным я не могу – проиграл несколько десятых секунд и не попал на Олимпиаду. Переживал очень сильно, думал, что моему сезону конец. Но в итоге он получился классным.
Конечно, я бы не хотел, чтобы у меня случился тот перелом. Это влияет по большому счету на психологию. Простывают все спортсмены, даже по сезону. Поэтому лучше уж переболеть летом и быстро подлечиться, чем это случится зимой.
– Из-за соревнования по летнему биатлону сезон у спортсменов растягивается еще больше. Может ли молодой биатлонист из-за обилия стартов психологически перегореть ближе к концу сезона и не показать свой максимальный результат?
– Абсолютно нет. Весь тренировочный процесс состоит из контрольных тренировок. А это те же соревнования, где нужно выходить и выкладываться на свой максимум, иначе нельзя.
В России так принято, что соревнования начинаются в августе, но по своему опыту я скажу, что норвежцы и французы уже в мае начинают состязания, например, по маунтинбайку. Еще проводят различные фестивали – совместные соревнования лыжников и биатлонистов, где у каждого вида спорта своя программа. Это больше шоу, дистанции короче, чем зимой, но все же это соревнования.
Спортсмен не утомится из-за трех летних гонок, этого очень мало, чтобы устать психологически. Потом наступит октябрь, где соревнований вообще не будет. И только в конце ноября начнется сезон.
Нужно любить соревновательную деятельность. Устать за сезон – нормально, но зимний сезон, где на кону отборы на первенства мира и Европы, надеюсь, что это скоро вернется, попадание в сборную. Надо всегда к этому стремиться, а сделать это можно только через соревнования.
Также нужно понимать, что раньше спортсмен в 18 лет считался юниором, сейчас это еще юноша. Для примера: в 18 лет я уже получил звание мастера спорта, а в наше время даже в 20 лет многие еще не являются МС. И их продолжают жалеть: не устанет ли он к концу сезона. Думаю, тут нужно по-другому вопрос ставить: тем ли родом деятельности этот спортсмен вообще занимается.
– Какой биатлон сложнее: зимний или летний?
– Я считаю, что летний биатлон легче. Но в то же время и опаснее. Среди спортсменов существует термин «асфальтная болезнь». И даже полная экипировка, которая включает шлем, налокотники и наколенники, не спасет роллера от этой болезни. Зимой гораздо легче затормозить и, если понадобится, упасть на снег – это гораздо приятнее.
Но в зимнее время есть много других факторов. Бывает экстремально холодно, когда бежишь в 18 градусов мороза. Ветер, хотя он есть и летом, но зимой может усиливать холод. Могут не работать лыжи, потому что не угадали со смазкой, или нет подходящей под определенные погодные условия пары.
– У вас есть медали и зимних мировых первенств, и летнего чемпионата мира по биатлону. В какой сезон комфортнее было соревноваться именно вам?
– Я обожаю лыжероллеры, получал огромное удовольствие от этого вида спорта. Для меня основной момент во время гонки – рыхлая трасса, моя ахиллесова пята. На роллерах такого нет. Если у спортсмена хорошо развит плечевой пояс, то он будет показывать великолепные результаты в лыжероллерах.
Зимой из-за кондиций трассы спортсмен не всегда может продемонстрировать свои сильные качества. Кроме того, в роллерах нет преимущества первой стартовой группы, так как трасса, в отличие от зимнего биатлона, не будет разбиваться по ходу гонки. Мне идеально подходила жесткая трасса, все мои лучшие результаты связаны именно с хорошо подготовленной жесткой трассой.
И для болельщиков летняя погода во время нахождения на стадионе – неоспоримый плюс!