Генеральный директор Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Джеффри Борг приехал в Ханты-Мансийск, чтобы посетить Церемонию открытия и первый тур Чемпионата мира ФИДЕ по шахматам среди юношей и девушек до 14, 16, 18 лет, а также обсудить детали будущих турниров, которые пройдут в Югорской столице в ближайшие несколько лет. Официальный представитель ФИДЕ дал интервью пресс-службе юниорского чемпионата мира.
— Джеффри, помните ли Вы свой первый приезд в Ханты-Мансийск? Какие у Вас на тот момент были впечатления о городе и об уровне организации шахматных турниров здесь?
— Я был в Ханты-Мансийске много раз. Впервые я прилетел сюда году в 2007 или в 2008, и уже тогда мои впечатления были весьма позитивными. Это было еще до Шахматной Олимпиады. Насколько я помню, в те дни Ханты-Мансийск принимал у себя очередной Кубок мира по биатлону. Организацией спортивных мероприятий на тот момент занимался Николай Бондарев. С тех пор многое изменилось, но, к счастью, исключительно в лучшую сторону.
— Как Вы оцениваете команду организаторов, которая занимается подготовкой и проведением шахматных турниров в Ханты-Мансийске?
— У ханты-мансийской команды большой опыт в организации соревнований по самым разным видам спорта, не только шахматных турниров. Следовательно, у них уже разработан структурированный и четкий подход к подготовке и проведению подобных мероприятий. Это очень важно. Значительно проще работать, когда у тебя есть сложившаяся команда. Каждый раз, когда я приезжаю сюда, мне не приходится вновь и вновь объяснять какие-то определенные банальные вещи. В то же время, когда имеешь дело с новой командой организаторов, возникает необходимость вводить их в курс каких-то базовых понятий и требований. Здесь же этого не требуется, ведь Ханты-Мансийск принял у себя так много шахматных турниров. Поэтому, должен признать, в Югре мы экономим много времени и сил. Нам не надо объяснять какие-то нюансы, будь то освещение, температура в игровом зале, особенности и привычки игроков… Все это уже хорошо известно. Тем не менее, предела совершенству нет, всегда стоит искать новые, инновационные решения. Задача не в том, чтобы с легкостью делать то, к чему мы уже привыкли, а в том, чтобы всегда пытаться сделать турнир еще более успешным и комфортным для участников.
— Создается впечатление, что Вы практически все свое время проводите в поездках от одного места проведения шахматного турнира к другому. Как много стран Вы посетили?
— В год я совершаю около 150-160 перелетов. На данный момент я побывал примерно в 130 странах мира. В Международную шахматную федерацию входит 186 стран. Для сравнения, ФИФА имеет 210 стран. Какие-то из них расположены в Африке, какие-то — в Карибском бассейне, какие-то — в Тихоокеанском регионе. Вероятно, через 3-4 года ФИДЕ будет включать в себя 200 стран, тем самым станет одной из крупнейших мировых спортивных федераций. Конечно, наша задача — посетить каждую из них. Когда приезжаешь в такие страны, как, например, Палестина, на месте ты можешь увидеть какие-то специфические проблемы, незаметные или непонятные со стороны. Ирак и Сирия, находящиеся в процессе войны, Иран, попавший под санкции и запрет на экспорт инвестиций, в каждой из них есть свои индивидуальные проблемы, тем не менее, в этих странах любят и активно играют в шахматы. Мы пытаемся помочь этим странам решить проблемы политического или какого-либо еще характера, помочь развитию шахмат в этих регионах. В то же время в высокоразвитых странах мы работаем над тем, чтобы продвинуть шахматы еще дальше. Это проекты «Шахматы в школах», «Шахматы среди женщин». Все-таки, стоит признать, что по сравнению с мужчинами, женщины меньше играют в шахматы. Поэтому мы стараемся привлечь как можно больше девушек к участию в турнирах. Шахматы — это один из немногих видов спорта доступных каждому. Не важно, какого игрок пола или чем он занимается в обычной жизни. В шахматы может играть любой. Участие в играх не требует денежных расходов. Девятилетняя девочка вполне может обыграть профессора. Шахматы — это вид спорта, который позволяет людям развивать интеллект, рациональное мышление, стратегическое мышление, умение противостоять стрессу и уверенность в своих силах.
— Вы хорошо играете в шахматы. Как часто удается Вам удается садиться за доску?
— Я посвящаю шахматам один час в день. Сейчас я играю онлайн перед тем, как лечь спать. Когда я играю в шахматы, я сфокусирован только на них. Таким образом мне удается дать мозгу отдохнуть. Некоторые люди находят это странным, считая, что шахматы заставляют нервничать. Конечно, когда играешь, испытываешь волнение, но, тем не менее, в это время мозг сфокусирован только на игре и ни на чем другом. Поэтому для меня, шахматы — это способ сменить фокус. В час, когда я играю в шахматы, я забываю обо всем другом, а позднее, когда вновь возвращаюсь к той или иной проблеме, она уже не кажется такой сложной, как раньше. В России говорят: «Утро вечера мудренее». Так же и с шахматами. Они помогают мне убрать мысли о проблеме из головы, а потом, когда я возвращаюсь к ней вновь, подхожу к ее решению более рационально и менее эмоционально, что помогает быстрее найти выход. Кроме того, в шахматы легко играть во время перелетов или в других ситуациях, когда тебе просто необходимо убить время. В таком случае я обдумываю какой-либо вариант или игру, которую недавно увидел. Это хорошая привычка, так как позволяет мне продуктивно задействовать свой мозг. Шахматы — это моя страсть.
— Увидим ли мы Вас вновь в Ханты-Мансийске в ноябре во время Гран-при ФИДЕ среди женщин?
— Да, я, как обычно, приеду в начале турнира на 3-4 дня. Шахматисты всегда чувствуют себя комфортнее, когда я рядом, так как понимают, что организация и условия находятся под контролем. В случае каких-либо проблем они всегда могут обратиться ко мне. У нас установилась эффективная коммуникация со всеми игроками, организаторами, официальными лицами. Я стараюсь поддерживать связь с каждым, вне зависимости от того, профессиональный ли это игрок или нет. У каждого свой уровень потребностей. Для кого-то они базовые, в то время как профессионалов больше интересуют способы заработать, участие в турнирах, сериях, мероприятия. Некоторые федерации больше заинтересованы в получении поддержки, проведении шахматных семинаров и прочем. Поэтому мы всегда рядом, чтобы помочь каждому.