Очередной спортивный сезон уже начался, набор в секции состоялся, и занятия идут полным ходом. Пресс-служба «ЮграМегаСпорт» побывала на тренировке в зале единоборств Ледового дворца спорта. О том, что из себя представляет самбо, об освоении способов самозащиты, воспитании, развитии физических и духовных качеств рассказал тренер по самбо Юрий Феоктистов.
— Юрий Николаевич, расскажите немного о себе. Как Вы пришли в самбо?
— Я начал заниматься в 9 лет, привела меня в этот спорт мама. Я увидел, как люди тренируются, заинтересовался, подошел к тренеру и попросил, чтобы меня тоже взяли в группу. В 20 лет я уже начал работать тренером в Кургане, после чего меня пригласили в Ханты-Мансийск. Здесь я и работаю уже 14 лет.
— На ваш взгляд, в каком возрасте родителям предпочтительнее привести ребенка в самбо? В чем плюс занятий для начинающих?
— Лучший возраст для этого — 9 лет. Сначала нужно дать базу. Любая борьба физически очень развивает ребенка. Скорость, ловкость, мышление, координация. Из самбо можно пойти в любой вид спорта — бокс, плавание, хоть куда. А вот из другого вида к нам будет тяжело влиться.
— Существует мнение, что для детей это опасный вид спорта. Так ли это?
— Нет. С самого начала, когда ребенок только пришел в секцию, мы учим его правильно падать, группироваться, развиваем мышечный корсет, спину, мышцы ног, грудную клетку. Все это развивается на начальной подготовке. Элементов борьбы особо нет, мы делаем акцент на физическую подготовку.
— А не провоцирует ли этот спорт агрессию?
— Именно в самбо нет агрессии, по голове не бьют. А в остальном это же зависит как от воспитания, так и от тренера. С самого детства идет внушение, что силу применять нельзя, я объясняю это своим воспитанникам. У меня выпустилось уже не одно поколение детей, и все ребята здравомыслящие, с умом.
— Расскажите подробнее о вашей дисциплине в зале? Какая обстановка на тренировках?
— С самого начала я внушаю ребятам, что они — один, единый коллектив. На тренировках объясняю, что если ребенок слабее, не нужно смеяться над ним, а наоборот, надо помочь ему, ведь для того, чтобы стать сильным, он сюда и пришел. Те, кто пришли к нам только сейчас, попали в уже создавшийся коллектив. Они замечают, что ребята дружные, знают, что здесь их никто не обидит. Если и бывают недомолвки, особенно в младшем возрасте, то я очень строг с ними в этом плане. Даю понять, что они плохо поступили, а если ситуация повторяется, больше они в зал не зайдут.
Дисциплина строгая. Кроме того, у нас в зале занимаются ребята разных национальностей — и азербайджанцы, и армяне, и таджики — все вырастают друзьями, все одинаково уважают друг друга. Сейчас у нас два тренера, а раньше я работал один, и, вы знаете, старшие ребята всегда помогали проводить соревнования. Когда родители приходят посмотреть, они очень сильно удивляются, спрашивают, как ребята находят общий язык. Все просто: они же все время тренируются вместе, все как братья, и ценят друг друга. Нет национальных различий.
— Все родители принимают ваш метод воспитания?
— Родители знают, что, даже если я выгнал с тренировки, это все в воспитательных целях. Я всегда могу позвонить родителям, объяснить ситуацию. И меня поймут. Ребенок уже понимает, что родители в курсе. После того, как с ним побеседовали дома, воспитанник вместе с родителями приходит в зал. Я ставлю его перед строем. Провинившийся просит извинения у ребят за свое поведение, у тренера, и только потом я запускаю его на ковер. Как правило, такие ситуации случаются с детьми на начальной подготовке. Они очень редкие.
— Выходит, что самбо воспитывает самодисциплину?
— Конечно! Любой спорт воспитывает самодисциплину. Ни один великий спортсмен не смог бы добиться успехов, не будучи дисциплинированным. Если у человека есть цель, он обязан быть организованным.
— Ребят очень много, на кого-то вы их равняете? У них есть кумиры? Может быть Джефф Монсон или другие известные спортсмены?
— Самый лучший кумир для России это, конечно же, Федор Емельяненко. Великий, непобедимый боец. Хороший пример, тем более, он очень дисциплинирован и духовно развит. Это тот, на кого реально нужно равняться.
— В зале почти нет свободного места. Как считаете, с чем это связана такая популярность самбо у ребят?
— Расшифровка аббревиатуры «самбо» — самооборона без оружия — говорит сама за себя. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок умел за себя постоять. Отсюда и популярность.
— Приходят ли к вам в зал девочки?
— Да, к нам приходят и девочки. Правда, очень мало. За свою карьеру я тренировал четырех девочек. Из них две стали мастерами спорта и две — кандидатами в мастера спорта, призерами России. Сейчас все уже замужем, с детьми. Но до сих пор каждый праздник заходят поздравить. Очень талантливые девчонки. Многие считают, что если девушка занимается борьбой, она становится мужественной. Ничего подобного! Все девчонки у нас стройные, красивые.
— Как проходя тренировки? Расскажите о режиме.
— Для начинающих тренировки проходят три раза в неделю — понедельник, среда, пятница. А те, кто уже занимаются больше года, приходят каждый день. Здесь уже идет работа на результат.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Самое сложное — это работа с детьми. Тренер с годами «выгорает», я на себе это замечаю. Раньше я мог подряд провести пять тренировок на одном дыхании. Сейчас это уже тяжелее. Особенно с группами начальной подготовки. Это нервы. Есть задача заинтересовать детей, зажечь огонь в глазах — вот, что самое сложное.
— А чем радует работа?
— Это, конечно же, результат. Когда дети показывают успехи. Даже не обязательно высокие результаты, а просто приятно, когда они вырастают благодарными , уважаемыми в обществе людьми. Приятно на таких смотреть. Сейчас, кстати, меня приятно удивляет, что мои воспитанники начинают лучше учиться в школе. Я всегда проверяю их дневники, даю им мотивацию. Ведь, если есть двойки, школа не отпустит тебя на соревнования. И они берутся за учебу, подтягиваются. Двоек нет, но я ругаю их и за тройки. Будем исправлять и это!