Алексей Мусин: Уметь плавать — это здорово

Плавание, пожалуй, единственный вид спорта, которому можно обучать ребенка чуть ли не с рождения. Если раньше детей в секции на принимали до 5-6 лет, то сейчас этой проблемы нет. О том, во сколько лет лучше начинать заниматься плаванием, чем полезен этот вид спорта и как избавиться от страха воды, пресс-службе «ЮграМегаСпорт» рассказал тренер по плаванию, мастер спорта СССР Алексей Мусин.

— Алексей Геннадьевич, расскажите немного о себе. Как Вы пришли в плавание?     

— Я начал заниматься плаванием с третьего класса, с уроков физкультуры, где у нас проходили занятия. На уроке меня заметили и пригласили на спортивное плавание. Занимался плаванием я восемь лет, являюсь мастером спорта СССР. Потом приехал в Ханты-Мансийск, набрал группы и тренирую уже 10 лет, с 2008 года.

— На ваш взгляд, в каком возрасте родителям предпочтительнее отдать ребенка в плавание? В чем плюс занятий для начинающих?

— Плавание развивает кровеносную, сердечно-сосудистую, вегетативную систему, организм закаляется. В общем, эффект от занятий только положительный как для детей, так и для взрослых. Не стоит забывать о том, что вода одна из главных природных стихий. Научиться плавать – это здорово. Уметь плавать можно по-разному, это всегда поможет вам в жизни, вы сможете ощущать себя в воде комфортно.

Знакомить детей с водой можно с любого возраста, даже с грудного. Но поначалу этим обязательно должны заниматься родители — окунать, обливать ребенка, делать все для того, чтобы он привыкал, не нервничал и не беспокоился. Нужно выработать привычку. Если же говорить о секции, то мы набираем детей в спортивно-оздоровительные группы с пяти лет. Здесь мы их развиваем и вводим в спортивный режим.

— Расскажите о графике тренировок. Чему учатся маленькие спортсмены, когда приходят на занятия?

— Каждое занятие мы начинаем с разминки на суше. Вода имеет свое собственное сопротивление, нагрузка идет на все подвижные суставы — голеностопные, запястные, локтевые, шейный участок. Для того, чтобы не случалось микротравм, мы должны подготовить свое тело перед занятием. На начальном этапе подготовки занятия идут один час, а уже в дальнейшем, когда дети выходят на спортивный результат, время занятий увеличивается, как и нагрузка и уровень сложности упражнений.

— Многие дети боятся воды, сталкивались ли вы с такими случаями? Как с этим бороться?

— Конечно, за 10 лет своей работы такие примеры были. Нередко, а скорее наоборот часто дети чувствуют определенный барьер перед водой. Есть те, которые боятся коснуться воды даже пальцем. К таким случаям мы подходим спокойно и гуманно, стараемся раскрепостить ребят. К каждому находим свой ключик, ведь каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

— Очень часто на отдыхе можно видеть детей, которые плавают по-собачьи. Сложно ли их переучить классическим видам плавания?

— Плавание по-собачьи – это физиологически приобретенный стиль плавания. Когда ребенок не имеет понятия, как правильно нужно держаться на воде, он плывет именно так. Переучить его с данного способа на технический, скоростной совершенно нетрудно, это вопрос времени.

— Сколько потребуется времени для того, чтобы ребенок научился самостоятельно плавать?

— Ребенок сможет держаться на воде самостоятельно только тогда, когда почувствует себя комфортно. Не стоит забывать, что все это индивидуально. У кого-то есть «плавучесть», кто-то легкий, кто-то на воде держится тяжелее, все зависит от тяжести тела. Если ребенок относится с пониманием к занятиям, старается, то лежать на воде, выполнять упражнения он научится через два месяца. А технические навыки вырабатываются уже годами.

— Навык плавания со временем утрачивается или остается?

— Навыки плавания формируются временем. Для того, чтобы ребенку научиться лежать на воде или научиться определенной технике, требуется определенное время, которое дает мышечной памяти запомнить все необходимые элементы и движения. И если он уже умеет держаться на воде, это не забывается и всегда может быть применено.

— Какие бассейны более приспособлены для детей, особенно маленьких? Есть отличия?

— Конечно. В нашем аквапарке существуют бассейны разного формата, объема, глубины и периметра. Все это учитывается для того, чтобы ребенок, находясь в нем, ощущал себя комфортно, и обучение шло эффективно.

— Много ли желающих ходить на плавание? Это популярный вид спорта?

— Как спорт плавание не самый популярный вид, однако он массовый. Все хотят уметь плавать, желают ходить в бассейн и просто отдыхать и расслабляться, чтобы успокоить нервы. У нас в Ханты-Мансийске этот спорт развивается, потому как почти во всех учебных или спортивных учреждениях есть бассейны и базы для занятий водными видами спорта — плаванием, водным поло, синхронным плаванием и так далее.

— Какие соревнования проводятся среди ребят?

— У нас проводятся городские, окружные и региональные соревнования. На соревновательном уровне перед родителями уже встает финансовый вопрос. Когда ребенок начинает прогрессировать, ребенку необходимы выездные соревнования, чаще всего они проводятся за счет родителей, которые заинтересованы в обучении ребенка.  За сезон организовывается около пяти выездов и четыре из них удаются благодаря родительской поддержке. Если же не выезжать, спортсмен не будет конкурентоспособным, у него не будет достаточного уровня.

— Какая обстановка в вашем коллективе, группах?

— Любой спорт сближает, выстраиваются дружелюбные отношения, которые создает режим. Конечно, я наблюдаю как в процессе тренировок отношения между спортсменами становятся товарищескими. Они коммуникабельны друг с другом, становятся друзьями. Летом мы организовываем спортивный лагерь, где ребята общаются между собой, играют как на суше, так и на воде. Все это делается для того, чтобы подарить им настоящее детство.

— А проводятся ли открытые уроки?

— Да. В основном мы проводим их с детьми, которые только начали заниматься плаванием. Проводятся они в самом начале занятий, а потом спустя какое-то время, чтобы показать разницу, результат. Родители наблюдают, сидя на балконах, чему научились их дети. Также мы проводим внутренние соревнования для стимула и создания конкуренции, это побуждает в ребятах трудолюбие. И мы начинаем замечать тех ребят, которые действительно ставят перед собой определенную цель в этом виде спорта.

— Алексей Геннадьевич, в чем трудность вашей работы?

Когда человек любит свою профессию, он не чувствует трудности. Самое главное – это настроить ребенка на взаимные отношения. Важно, чтобы я был для него тем человеком, которому он верит, ведь тренер должен являться авторитетом. Тогда нам будет проще работать. Я никаких тяжестей в своей работе не ощущаю.

— За что вы любите свою работу?

— За результативность. Если результат есть, а он всегда на виду, и люди со стороны его видят, отмечают, то это и есть самая важная похвала. Значит, ты идешь в правильном направлении.

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: